Бунтарь Маяковский

Текст

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

Развернуть

За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
«Назад,
наз-зад,
назад!»
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
«Назад же!
Чего еще?»

Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый —
воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь —
тебе
рябое
прочту «Простое как мычание»?

Для истории

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

1916 год.


💥 В стихотворении «Надоело» Владимир Маяковский бросает вызов обществу, которое бесит его своими обывательскими чертами и поросло паутиной, как пень мхом. Стих пишется в 1916 году, когда на полях Первой мировой войны гибнут тысячи русских, но обыватели лишь томно вздыхают от этого и несут в фонд милосердия очередной ненужный рубль.

Поиск красивых людей

Главный герой от такого здрасьте не может усидеть дома, дом недоел не меньше, ибо он не позволяет покорить вершины гор и взойти на пьедестал славы. Он хватает себя в охапку и бежит из дому – плевать куда – в кабак, в кинематограф или в кафе – все лучше, чем также как большинство покрываться мхом домашнего уюта. Герой хочет увидеть красивых людей с горящими глазами и горячим сердцем!

Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

🍷 В кабаке серость не пропадает, все те же лица, что и в вакууме дома, тока у них в руках телячьи ножки, а в глазах страх их лишиться. Посетителям трактира Маяковский с помощью своего героя дает определение:

Два аршина безлицого розоватого теста!

👀 Глядя на них, непонятно, ест он или нет, дышит или уже нет. Серая масса, которая иногда движется, чтобы не расползтись от скуки на одном месте, а побольше оставить следов на планете Земля.

И в кабаке герой не находит красивых людей, и он ему быстро надоедает.

Пойти что ли домой, прислониться щекой к обоям, пусть в комнате и пусто, но нет мерзости обывателя, никто не вставит нож в спину, никто не плюнет скрытно, сделав после плевка лицо, исполненное эмпатии.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?

😢 В финале стихотворения Маяковский подводит итог – в 1916 году из Питера пропали красивые люди, они растворились в серой массе и рассосались в ней. Это надо обязательно запомнить, чтобы выдвинуть претензией Богу, когда все земное население разойдется по могилам и найдет приют в аду и раю.

 
 

Краткий анализ

Стих посвящен проблеме одиночества, когда окружающий мир также безразличен к тебе, как ты к нему. Поиск красивого человека – это поиск того, кто будет дорог твоему сердцу, того, кто разожжет в нём из лучины пламя.

Композиция развивается последовательно, рифмовка перекрестная (дома- ведомый, Фет – кафе), структура стиха – знаменитая лесенка.

✨ Из средств художественной выразительности мы видим:

  1. Метафоры (умная морда трамвая, щеки сожгу огнями губ).
  2. Олицетворение (Душа не хочет немая идти, страх орет, морда трамвая).
  3. Эпитеты (глупое сердце, телячьей ножкой, розоватое тесто, лоснящиеся щеки, красивые люди).
  4. Анафора (глядишь и не знаешь).
  5. Гипербола (тысяча поцелуев).

☝ Яркое эксцентричное стихотворение Маяковского, которое хорошо показывает его суть, его нежелание быть серым обывателем и стремление к совершенству, пусть по-маяковски оно и выглядит спорно.

Слушаем произведение

Развернуть