Текст
Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
Развернуть
За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.
Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
«Назад,
наз-зад,
назад!»
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.
Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.
Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.
Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
«Назад же!
Чего еще?»
Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый —
воскресший Леонардо да Винчи.
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.
В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь —
тебе
рябое
прочту «Простое как мычание»?
Для истории
Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.
1916 год.
💥 В стихотворении «Надоело» Владимир Маяковский бросает вызов обществу, которое бесит его своими обывательскими чертами и поросло паутиной, как пень мхом. Стих пишется в 1916 году, когда на полях Первой мировой войны гибнут тысячи русских, но обыватели лишь томно вздыхают от этого и несут в фонд милосердия очередной ненужный рубль.
Поиск красивых людей
Главный герой от такого здрасьте не может усидеть дома, дом недоел не меньше, ибо он не позволяет покорить вершины гор и взойти на пьедестал славы. Он хватает себя в охапку и бежит из дому – плевать куда – в кабак, в кинематограф или в кафе – все лучше, чем также как большинство покрываться мхом домашнего уюта. Герой хочет увидеть красивых людей с горящими глазами и горячим сердцем!
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
🍷 В кабаке серость не пропадает, все те же лица, что и в вакууме дома, тока у них в руках телячьи ножки, а в глазах страх их лишиться. Посетителям трактира Маяковский с помощью своего героя дает определение:
Два аршина безлицого розоватого теста!
👀 Глядя на них, непонятно, ест он или нет, дышит или уже нет. Серая масса, которая иногда движется, чтобы не расползтись от скуки на одном месте, а побольше оставить следов на планете Земля.
И в кабаке герой не находит красивых людей, и он ему быстро надоедает.
Пойти что ли домой, прислониться щекой к обоям, пусть в комнате и пусто, но нет мерзости обывателя, никто не вставит нож в спину, никто не плюнет скрытно, сделав после плевка лицо, исполненное эмпатии.
В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
😢 В финале стихотворения Маяковский подводит итог – в 1916 году из Питера пропали красивые люди, они растворились в серой массе и рассосались в ней. Это надо обязательно запомнить, чтобы выдвинуть претензией Богу, когда все земное население разойдется по могилам и найдет приют в аду и раю.
Краткий анализ
Стих посвящен проблеме одиночества, когда окружающий мир также безразличен к тебе, как ты к нему. Поиск красивого человека – это поиск того, кто будет дорог твоему сердцу, того, кто разожжет в нём из лучины пламя.
Композиция развивается последовательно, рифмовка перекрестная (дома- ведомый, Фет – кафе), структура стиха – знаменитая лесенка.
✨ Из средств художественной выразительности мы видим:
- Метафоры (умная морда трамвая, щеки сожгу огнями губ).
- Олицетворение (Душа не хочет немая идти, страх орет, морда трамвая).
- Эпитеты (глупое сердце, телячьей ножкой, розоватое тесто, лоснящиеся щеки, красивые люди).
- Анафора (глядишь и не знаешь).
- Гипербола (тысяча поцелуев).
☝ Яркое эксцентричное стихотворение Маяковского, которое хорошо показывает его суть, его нежелание быть серым обывателем и стремление к совершенству, пусть по-маяковски оно и выглядит спорно.