Скрипка Маяковского

Текст

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.

Развернуть

Результативная реклама от 29 000₽!
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"

1914 год


🎻 Стихотворение с футуристическим названием «Скрипка и немножко нервно» является ярким примером раннего творчества Владимира Маяковского, в котором поэт выражает недовольство шаблонами общества и борется с непризнанностью и творческим одиночеством. На примере скрипки в оркестре автор отображает судьбу личности в борьбе за своё «Я», в некотором роде показывая себя на пути к ещё туманной вершине.

История написания

Несмотря на глубину междустрочия стихотворения написано оно по мотивам посещения одного из ресторанов, завсегдатаем коих был Маяковский. В заведении играл оркестр, в котором скрипка явно выбивалась из общего темпа, привлекала внимание и раздражала, делала нервы. Это и натолкнуло поэта на мысль о сравнении музыкального инструмента и судьбы талантливого, но непризнанного человека.

Тема стихотворения

В стихе описывается игра оркестра, где главные герои музыкальные инструменты – скрипка, барабан и геликон. Первая явно выбивается из коллектива, она дёргается, упрашивает и в конце концов разревелась:

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась.

Это вызвало недовольство музыкального коллектива, никто не понял этих слёз, считая только свой звук правильным. Естественно, что каждый инструмент – это олицетворение людей, а оркестр – это человеческий коллектив, в котором скрипка – это гадкий утёнок. На его место ставит себя в 1914 году и Маяковский, но он уверен, что до перевоплощения в лебедя остаётся немного.

Музыканты смеются:
"Влип как!

Подобного смысла фразы Маяковскому приходилось слышать не раз, поэтому кому как не ему писать подобные стихи? Кто как не он знает, что такое творческое одиночество, когда твой стиль не похож на другие? Нужна ли тут глубина анализа, чтобы понять, что только жертва подобных насмешек может их по достоинству оценить и описать?

Композиция в стихотворении развивается последовательно, но по нарастающей до максимального накала, после чего идёт разрядка в виде поэта, предложившего скрипке жить вместе под смех музыкантов. Эта разрядка необходима Маяковскому, она является и его отдушиной, его надеждой, автор строк также верит и в своего «поэта», который «полезет через ноты», чтобы его спасти или, вернее, признать.

 
 

Коротко о главном

Стих написан в тоническом размере и относится к лирическому жанру стихотворений. Тема – одиночество творческого человека, который выделяется из толпы и идёт своей дорогой.

В качестве средств выразительности использованы эпитеты (глупая тарелка, геликон меднорожий и т д.) и метафоры (оркестр чуждо смотрел, скрипка издёргалась, упрашивая и пр.).

Стих учит преодолевать непонимание окружающих и всегда играть свою «скрипку» в жизни, даже если кто-то над этим смеётся и кривится в негодовании. Вместе с тем важно учиться понимать других, тех, кто не живёт так, как вы и идёт отличной от вашей дороги путём.

Слушаем В Смехова

Развернуть