поэты серебряного века

Текст

За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты, — и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.

Напрасно и день светозарный вставал
Над этим печальным болотом;
Его обитатель свой день посвящал
Вину и усердным работам.

Развернуть

Когда напивались, то в дружбе клялись,
Болтали цинично и прямо.
Под утро их рва́ло. Потом, заперши́сь,
Работали тупо и рьяно.

Потом вылезали из будок, как псы,
Смотрели, как море горело.
И золотом каждой прохожей косы
Пленялись со знанием дела.

Разнежась, мечтали о веке златом,
Ругали издателей дружно.
И плакали горько над малым цветком,
Над маленькой тучкой жемчужной…

Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть, — хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И ко́сы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно всё это!..

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пёс,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то Бог меня снегом занёс,
То вьюга меня целовала!

24 июля 1908


📝 В стихотворении Александр Блок показывает своё видение поэтического братства со всеми его достоинствами и изъянами. Кому как не пииту видеть поэтический бедлам изнутри и знать, как дорого обходится «рифмоплёту» каждая написанная строка.

Основная тема стиха

Автор стихотворения "Поэты" обособляет поэтическую братию воотдельный класс людей, отправляя их для чистоты эксперимента в удалённый квартал города, где только они и живут.

За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.

Пустынность квартала – это олицетворение массы свободного места для новых идей, а болотистая и зыбкая почва показывает, что под ногами у поэта никогда нет устойчивого фундамента, он всегда в поиске и не может стоять на месте.

Вино и стихи

🍷 День пиитов проходит стандартно – вино и стихи, сначала первое, потом второе. Сначала надо было познать In Vino Veritas, затем писать, наоборот никак. Вино плата за вход в храм Музы, трезвых туда не пускают, за что приходится каждое утро расплачиваться рвотой и пустотой.

По натуре поэт одинок, но вино не только открывает двери в храм Музы, но и сближает несближаемое – позволяет найти среди соратников по перу друзей. Если бы не Vino, то поэт перестал бы быть собой и всегда оставался один.

Вино идёт с творческим человеком рука об руку, но это не то пьянство, на котором зарабатывают карикатуристы. Здесь вино более ассоциация допинга – для кого-то это перебродивший виноградный сок, для кого-то что-то более суровое, но в рамках норм поэту просто не прожить, не раскрыться.

Со стороны поэтический квартал кажется вертепом – с утра там блюют и пьют, потом строят планы и радуются созданным иллюзиям, перенося их на бумагу.

Ты думаешь, может быть, — хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?

Обслуживающий персонал?

☝ Однако, это вариант бытия не так плох, по крайней мере, у обитателей квартала есть цель, и они приносят пользу, расплачиваясь за неё собой. Большинство же обывателей не знают похмелья с утра, но и не несут для общества никакой полезной нагрузки, разве что протаптывают тропинки в парке и производят что-то ненужное для других ненужных людей.

☝ Позволяя себе жить вне рамок приятного общества, поэт создаёт там духовную пищу для тех, кто также далёк от духовности, как вегетарианец от шницеля. Пока обыватель радуется пустоте и сытости жизни, поэт пытается внести в неё радуги, тучи, лучики солнышка и блеск снежинок. Без него серость стала бы покрываться чернотой плесени и окутала бы мир, как лишайник.

Поэт кладёт себя на алтарь человечества, позволяя ему сохранить человечность и иногда видеть на горизонте надежду. За это он расплачивается собой – душой и физической жизнью, так не смотрите же с презрением в сторону поэтического квартала, где люди не от мира сего создают для нас надежды и иллюзии.

 
 

Композиция, жанр и размер

☝ Написаны строки в жанре философской лирики амфибрахием при перекрёстной рифме (квартала – зыбкой – встречал – улыбкой). Композиция двухчастотная, сначала Блок описывает быт и работу поэтов, затем даёт оценку их деятельности.

В качестве средств выразительности поэт использует в стихотворении:

  • ✔ Олицетворения (день светозарный вставал).
  • ✔ Эпитеты (жемчужная тучка, зыбкая почва, всемирный запой и пр.).
  • ✔ Метафоры (золото каждой прохожей косы).

🤔 Стих выбивается из рамок лирики Блока, тем интересней его анализ, ведь он показывает, что автор может свободно играть стилями написания для полного выражения задуманного.

Слушаем запись

Развернуть