И в голосе её жил рай и ад...
Текст
Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?
Развернуть
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж? — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!
1831 год.
💖 Прасковья Бартенева была известной русской певицей, голосом которой восторгался и Лермонтов, большой поклонник всего чистого и изящного. Стихотворение «Бартеневой», написано в 1831 году, в нём автор восторгается голосом музыкальной дивы, отдает дань долгого её таланту.
История создания
📝 Стих был написан перед новогодним маскарадом в зале Благородного собрания в Питере, куда Лермонтов пришел в костюме астролога, держа в руках большую книгу с эпиграммами и мадригалами для своих знакомых. Небольшие стишки были вручены Сушковой, Алябьевой, Бухариной, Щербатовой и Бартеневой.
Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки…
От таланта таланту
💕 Бартенева и Лермонтов не были интимно близки, да и вообще поэт и певица были едва знакомы, но это не мешало Михаилу Юрьевичу восторгаться её талантом.
Современники Прасковьи Арсеньевны отмечали её редкий по силе и красоте голос с «металличеким» оттенком и обширный диапазон сопрано.
☝ Не была равнодушна к творчеству Мишеля и Прасковья, они ни раз пересекались в салонах, а однажды в составе одной труппы репетировали спектакль (в этот момент Лермонтов получил 15 суток ареста за слишком короткую саблю на параде – царь его однозначно «любил»).
Возвращаясь к анализу стихотворения отметим момент, где лирический герой задается вопросом, как в одном голосе смогли соединиться нотки муки и радости?
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?
👼 Такая способность позволяет передавать слушателям песни ада и рая, Лермонтов слушатель, он в восторге и признается, что подобное встречает впервые.
Но что ж? — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!..
😢 На этом произведение заканчивается, оставляя нас в тени двух великих людей – певицы Бартеневой и поэта Лермонтова, которому оставался год с небольшим жизни, а Прасковья его много переживет, почив в 1872 году.
Форма, тема, рифма и средства выразительности
📝 Стихотворение написано в форме мадригала, где автор восхваляется талантом певицы и снимает перед ней шляпу в знак уважения.
Тема стиха – преклонение перед голосом, который может заносить на вершины рая и бросать в самые глубины ада.
Композиция состоит из двух катренов, соединенных жанром оды-восхваления таланта певицы.
Рифмовка перекрестная (переня́ла – зву́ки – мо́гла – му́ки), где Лермонтов использует женскую рифму.
✨ Выразительные средства:
- ✔ Эпитет (обольстительные звуки, премудрая мысль).
- ✔ Метафоры (песни ада, песни рая).
👀 Несмотря на миниатюрный размер стиха, мы видим в нём два риторических вопроса и восклицание в финале, что делает произведение эмоционально насыщенным и ярким.