Девушка на могиле

Полный текст

Без земной любви на том свете скучно...

Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.

Развернуть

Без страха в час последней муки
Покинув свет,
Отрады ждал я от разлуки —
Разлуки нет.
Я видел прелесть бестелесных
И тосковал,
Что образ твой в чертах небесных
Не узнавал.

Что мне сиянье божьей власти
И рай святой?
Я перенес земные страсти
Туда с собой.
Ласкаю я мечту родную
Везде одну;
Желаю, плачу и ревную
Как в старину.

Коснется ль чуждое дыханье
Твоих ланит,
Моя душа в немом страданье
Вся задрожит.
Случится ль, шепчешь, засыпая,
Ты о другом,
Твои слова текут, пылая,
По мне огнем.

Ты не должна любить другого,
Нет, не должна,
Ты мертвецу святыней слова
Обручена;
Увы, твой страх, твои моленья —
К чему оне?
Ты знаешь, мира и забвенья
Не надо мне!

1841 год.


💕 Настоящая любовь не знает границ жизни и смерти, истинные чувства переносятся с душой в иной мир и оттуда смотрят вниз на объект своего воздыхания – любя, страдая и ревнуя. Именно об этом говорит Михаил Лермонтов в стихотворении «Любовь мертвеца», написанном в 1841 году.

Монолог мертвеца

✨ С первых строк произведения мы видим монолог лирического героя-мертвеца, который обращается к своей земной возлюбленной, исполненный небесного томления и страдания.

Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя…

☠ Себя он называет очень символично «жилец могил», а место своего нахождения «страна покоя и забвенья». Здесь виден бунтарский характер Лермонтова, ведь даже в мире забвенья герой не может забыть «безумного томленья любви».

Он надеялся обрести в этом мире покой, думал, что разлука принесет отраду – нет, этого не случилось, пусть тело и осталось в земле. Чувства унеслись в страну забвенья вместе с душой и там терзают его земными воспоминаниями.

❓ В третьей строфе лермонтовский герой задается вопросом – зачем святость рая, если он перенес в него земные страсти и земное же страдание?

Я перенес земные страсти
Туда с собой…

Небесная ревность

😢 Он сверху наблюдает за своей возлюбленной и каждый её поцелуй на земле вызывает у него шок боли, душа дрожит от немого страдания. Если же любимая во сне прошепчет имя другого, то душа небесного влюбленного истекает огненными слезами.

Последняя строфа – это просьба-завет, обращенный к любимой – она должна оставаться верной ему, она обручена с мертвецом, но он её любит и не отпускает.

Ты не должна любить другого,
Нет, не должна…

💕 Финальные строки – это отрицание героем мира и забвенья – они не нужны ему, он хочет любить и быть любимым, несмотря на то, что мертвец телом, ведь его душа жива. Неужто ли душа значит менее бренного тела?

 
 

Жанр, композиция, рифма и тропы

☝ Жанр стихотворения – это любовная лирика с тонкой примесью мистических ноток, а композиция состоит из пяти строф-восьмистиший, связанных единой темой любви души после смерти тела.

Композицию можно условно разделить на две части – страданье мертвеца от любви к своей земной возлюбленной и мук ревности к ней, если он видит поцелуи с другим или она произносит во сне имя соперника.

✨ Стихотворный размер – это разностопный ямб.

Рифмовка перекрестная (земле́ю – я – тобо́ю – моя́), где есть женская и мужская рифма, открытого и закрытого (свет – нет) типа.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (рай святой, безумное томленье, холодная земля, последняя мука, черты небесные и т д.).
  2. ✔ Метафоры (ласкаю мечту, слова текут огнем).
  3. ✔ Архаизм (ланиты).
  4. ✔ Олицетворение (душа задрожала).

💥 Также отметим риторические вопросы в третьей и пятой строфе (К чему оне?) и восклицание, которым стих завершается на максимально эмоциональной ноте.

Читает Анатолий Белый

Развернуть