Текст
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Развернуть
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
📝 Стихотворение с милотой в строках «Колыбельная песня», да еще и с казацким мотивом, пишется Михаилом Лермонтовым во время первой ссылки на Кавказ (1837-38 г.), но не является колыбельной в чистом виде, так как в строки рукой поэта подмешана печальная гражданская лирика.
Стих очень лиричен, но неординарен, поэтому анализ строф поможет увидеть в произведении то, что может сразу пройти мимо внимания.
История написания
☝ В ссылку №1 Лермонтова отправили за это стихотворение, ведь не наказать поэта было нельзя – он не просто скорбел о смерти Пушкина, но и выражал негодование высшему обществу, ставшему на защиту Дантеса.
Находясь на Кавказе (это версия, а не факт) Михаил Юрьевич услышал, как казачка поет колыбельную своему младенцу. Фантазия и талант Лермонтова ударили по рукам и родилось стихотворение «Казачья колыбельная», которое до сих пор можно услышать на юге России у детской кроватки.
Спи, сынок, пока младенец
👼 Первая строфа стилистически никак не выходит за рамки обычной колыбельной – мать поет ребенку песню, чтобы он быстрее заснул и увидел красивые сны.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю…
😢 Однако далее начинается «вброс» реальности, который уже обращен не к малышу, а к читателю строк. Пока ребенок спит, мир живет своей жизнью и там много зла, с которым придется столкнуться и повзрослевшему мальчику.
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал…
Где-то чеченец точит нож против надоевших ему русских на его земле, где-то шумит война, где-то льется кровь.
🩸 Чтобы малютка мог спать, его отец, старый воин, защищает его, готовый пролить свою кровь за спокойствие детского сна.
Пройдет немного времени и уже нога сегодняшнего дитяти узнает силу натянутого стремени, а за его плечами будет висеть ружье. Единственное, что сможет тогда сделать его мать – это расшить шелком боевое седло для коня. Рано или поздно она выйдет провожать его в далекий поход, без уверенности надеясь, что ещё увидит его живым.
В последней строфе мать обещает в будущем дать сыну на дальний военный путь образок и просит помнить о ней перед смертельным боем.
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Россия страна воюющая
😡 В мире есть страны туристические, есть промышленные, есть сельскохозяйственные, а Россия – страна воюющая. Вся суть политики Российской федерации – это кругом враги и нет других союзников, кроме армии и флота. Это национальная доктрина, национальная идея – не строить, созидать и создавать, а воевать.
😢 В свете колыбельной это кратно печальней, так как мать маленького немца у колыбельки представляет будущее своего сына совсем иначе, чем мама русского Ивана. Им строить, летать, создавать – Ивану воевать за царя или, если сильно повезет, воровать, чтобы были деньги на войну.
К сожалению, такова реальность вне рамок песни матери у детской кроватки.
Жанр, тема, композиция и тропы
📝 Жанр стихотворение – народная песня с элементами фольклора, где композиция состоит из шести строф, подчиненных единой теме колыбельной, но с нотками гражданской лирики.
Тема стиха – завет матери сыну не забывать её, когда он вырастит и станет воином (больше некем?).
Стопа двусложная, размер – разностопный хорей.
Рифмовка перекрестная (прекра́сный – ба́юшки-баю́ – я́сный – твою́) с открытыми и закрытыми рифмами.
Выразительные средства:
- ✔ Эпитеты (бой опасный, злой чечен, младенец прекрасный, месяц ясный, старый воин, седельце боевое и т д).
- ✔ Олицетворение (смотрит месяц).
- ✔ Метафоры (точит свой кинжал, закален в бою).
😢 По сути, данная колыбельная является текущей песней любви и заветом матери ребенку на будущее, где детские сказки рано заканчиваются и начинаются войны – любимые игры русских.
Так было при Михаиле Лермонтове, так есть и при Дмитрии Быкове, так будет и после, пока нас с вами это устраивает.
1838 год.