Лермонтов о творчестве

Не бойся вдохновенья, если оно есть, то его не выгонишь...

Полный текст

Que nous font aprés tout les vulgaires abois
‎De tous ces charlatans, qui donnent de la voix,
‎Les marchands de pathos et les faiseurs d’emphase
‎Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
‎‎ A. Barbier*


Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
‎ Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно — тяжёлый бред души твоей больной
‎ Иль пленной мысли раздраженье.
В нём признака небес напрасно не ищи:
‎ То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
‎Разлей отравленный напиток!

Развернуть

Случится ли тебе в заветный, чудный миг
Отрыть в душе, давно безмолвной,
Ещё неведомый и девственный родник,
‎ Простых и сладких звуков полный, —
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
‎ Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
‎ Не передашь ты их значенья.

Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
‎ Зайдёт ли страсть с грозой и вьюгой —
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
‎ То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
‎ На диво черни простодушной.

Какое дело нам, страдал ты или нет?
‎ На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
‎ Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идёт
‎Толпа дорогою привычной,
На лицах праздничных чуть виден след забот,
‎Слезы не встретишь неприличной.

А между тем из них едва ли есть один,
‎ Тяжёлой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
‎ Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
‎ С своим напевом заучённым,
Как разрумяненный трагический актёр,
Махающий мечом картонным...

1839 год.


* Какое нам, в конце концов, дело до грубого крика
всех этих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров
напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?
Огюст Барбье (фр.).


📝 Произведение легло на бумагу под пером Лермонтова в 1839 году, за 2 года до смерти поэта. Стих посвящен борьбе личности и толпы, противостоянию дара и бесталанности, при этом подано стихотворение в форме отрицания – не делай то, что должен делать – скрывай душевные порывы.

История создания

☝ В 1839 году Лермонтов уже на своей шкуре ощутил, что такое гонения за творчество, так как ещё в 1837 году побывал в ссылке за стих, посвященный смерти Пушкина и неприятию восхваления обществом его соперника-убийцы Дантеса.

Творчество имеет несколько сторон, среди них есть и патока славы, и плаха расплаты за талант. За последний Лермонтов уже платил по счету, поэтому имеет право ответить обществу мнением человека, пришедшего с Голгофы.

Не верь, мечтатель молодой

☝ В первых строках стихотворения автор обращается к неведомому молодому мечтателю, которого призывает бояться своего вдохновения, ибо за ним может быть и страница небытия, и наказание. Уж, не к себе ли в недалеком прошлом обращается Лермонтов?

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья...

Не стоит искать вдохновения в божественном порыве, часто это просто избыток сил, которым некуда вырваться из глубин сердца, и они находят отдушину в безумстве пера на бумаге.

Если хотите жить спокойно, то пропускайте мимо крик и стон сердца, затыкая родник души, во избежание наказания тела.

Не вслушивайся в них, не предавайся им…

☝ Интересная мысль есть в третьей строфе, где лирический герой Лермонтова призывает уметь скрывать порывы страсти и печали в глубинах души и не выносить их на суд людей, не торговать духовными ценностями перед искушенными, но пустыми ценителями.

Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной…

Толпа всегда смеялась и будет смеяться над порывами чужой души, неведомой её пустому сердцу, привыкшему все мерять под свой интерес, подкармливая свою бездарность унижением чужого таланта.

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заучённым…

😢 Впрочем, сам Лермонтов поступал как раз наоборот, за что страдал, трещал под напором ветра судьбы, но снова поднимался и шел вперед под рев трубы своего рока. Имея этот печальный опыт, автор и советует избегать порывов души, хотя в этом случае человек станет частью толпы, ещё одним обывателем с чайником и бутербродом в руках на фоне пожелтевших обоев спальни.

 
 

Жанр, рифма и средства выразительности

📝 Стих написан в жанре философской лирики с нотками саркастического пафоса, где композиция состоит из пяти строф и имеет линейную структуру.

Рифмовка перекрестная (молодой – вдохновенье – больной – раздраженье), где используются открытые и закрытые рифмы (заканчиваются на согласную).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (отравленный напиток, трагический актёр, девственный родник, чудный миг, шумный пир, меч картонный).
  2. ✔ Метафоры (тайник души, бред души, разлей отравленный напиток, бешеная подруга, гной душевных ран).
  3. ✔ Олицетворения (зайдет страсть, открыть в душе).
  4. ✔ Сравнение («плач и укор смешны, как разрумяненный актер»).

✨ Также в произведении имеются инверсии (душа безмолвная, мечтатель молодой, души твоей больной и т д), которые придают строкам выразительность и помогают автору с рифмовкой.

Слушаем произведение онлайн

Развернуть