Убитый поэт

Страшна и смерть героя, и восхваление его убийцы...

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.


Текст

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Развернуть

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

1837 год.


📝 Стихотворение пишется Лермонтовым в начале 1837 года, через несколько дней после трагической смерти на дуэли его коллеги по поэтическому цеху – Александра Пушкина. Стих про смерть Поэта не только наполнен болью по невосполнимой для русской поэзии утрате, но содержит и обвинение обществу, которое фактически стало на сторону Дантеса.

Анализ поможет нам разобраться в тонкостях произведения и найти те флюиды, которые нам хотел передать автор строк.

Лермонтов и Пушкин

💕 Лично Лермонтов и Пушкин знакомы не были, но последний знал некоторые стихотворения первого, а сам Михаил Юрьевич с большим почтением, и некоторой страстью, относился к творчеству Александра Сергеевича. Историки утверждают, что поэты даже состояли в отдаленном родстве, но это не уменьшает и не увеличивает вес стихотворения, посему родство опустим.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой…

Изначально стих задумывался, как смесь оды и эпитафии Пушкину, но уже после написания чернового варианта, Лермонтов увидел восхваление (слово подходит неидеально, но хорошо передает суть) обществом Дантеса и дописал к произведению 16 строк:

А вы, надменные потомки…

😢 Смерть Пушкина была шоком для Лермонтова, но по прошествии первой волны горя, он увидел, что погиб не только великий русский поэт, погибает и общество России, выбирая между добром и злом последнее (Дантеса).

За это стихотворение Михаил Юрьевич понес наказание в виде ссылки на Кавказ, а сам стих официально опубликован только после его смерти. При жизни Лермонтова «Смерть поэта» переписывалась тысячи раз от руки, публикация же полной версии (с последней строфой) в 1860 году только утвердила стих в канонах русской поэзии.

Тема и структура

☝ Основная тема стихотворения – это прощание с Пушкиным, дань памяти поэту, погибшему от руки чужеземца. Умер не только Александр Сергеевич, в душе Лермонтов видит и гибель всего того светлого и чистого, что несла людям пушкинская поэзия.

Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…

Вторая структурная тема – это обвинения Дантесу и обществу, ставшему на его защиту. Если в образе Пушкина автор собрал всё светлое, то Дантесу отрядил темное:

Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет…

Лермонтов не выбирает слов в отношении Дантеса – он «хладнокровный убийца», который «не мог щадить нашей славы» и «презирал земли чужой язык».

😡 Как известно, причиной дуэли была клевета в адрес жены Пушкина (обвинение в неверности, да ещё и с сарказмом), но Лермонтов поднял планку обвинения выше, сделав из Дантеса (человека, и правда, не очень приятного) настоящее исчадие ада, направленное против российской культуры.

Последняя строфа дописана уже в готовый стих и является ответом обществу, большей частью вставшей на сторону Дантеса.

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

😢 Этими строками произведении заканчивается, оставляя нас возле ещё мягкой могилы Пушкина, где издали саркастически улыбается Дантес, а случайные российские обыватели похлопывают его по плечу в знак одобрения поступка. Им было не дотянуться до высоты Пушкина, поэтому они опустились до низости его убийцы.

 
 

Жанр, композиция, размер и тропы

☝ В произведении смешано несколько жанров – это эпитафия и ода, это гражданская лирика с элементами элегии, где поэт поднимает вопросы отношения общества к убийству русского человека иноземцем.

Стих написан разностопным ямбом, а его композиция представляет собой лирический монолог героя и состоит из семи строф, первая из которых есть вступление.

Ритм рваный, а рифмовка смешанная, что помогает автору эмоционально передать свою горечь утраты, и показывает, что стихотворение писалось не в один присест (чисто технический момент).

Основные средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (дивный гений, гордая голова, смелый дар, жалкий лепет, мелочные обиды, чужой язык).
  2. ✔ Метафоры (не вынесла душа, позор обид, не смоете кровью, свершился приговор, увял торжественный венок).
  3. ✔ Сравнение («угас, как светоч»).
  4. ✔ Олицетворение (затаившийся пожар).

Также в произведении много восклицаний, имеются риторические вопросы и инверсии, которые придают строкам оригинальное звучание и увеличивают их выразительность.

Слушаем стих онлайн

Развернуть