Узник томится в темнице

Если плаха убивает тело, то неволя корябит душу...

Текст

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Развернуть

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

1840 год.


📝 В поздней лирике Лермонтова выделяется произведение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году во время пребывания Михаила Юрьевича на гауптвахте перед второй ссылкой на Кавказ. Стихотворение оригинально тем, что не так много стихов поэт написал в темнице, а они позволяют увидеть свободолюбивую душу в условиях ограничения свободы.

Коротко о создании стиха

☝ На гауптвахте Лермонтов побывал, когда ему была назначена ссылка на Кавказ (вторая, первая за стих о смерти Пушкина) за дуэль и он ожидал в темнице своей доли.

По правде сказать, наказание было назначено ни за что, потому что дуэльный поединок между поэтом и сыном французского посланника де Брантом закончилась миром, ни капли крови пролито не было. Однако, царь Лермонтова не любил, помнил его упрек обществу пару лет назад и отправил того на воюющий Кавказ.

Главная идея стихотворения

☝ Основная идея стиха – это стремление лирического героя к свободе, когда синее небо кажется недосягаемым, а вчера до него можно было дотянуться рукой (свобода против неволи).

В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно…

😢 Насчет боли понятно, но откуда стыд? Не стыд ли это за все человеческое общество, которое Бог (эволюция для атеистов) наградил свободой выбора, а оно само себя его лишило?

Развитие композиции

По структуре композиция одночастотная, где повествование идет от лица лирического героя и имеет форму монолога. Герой делится с читателем мыслями, находясь в состоянии депрессии, в угнетенном от неволи духе.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной…

В этот момент он не хочет обращаться ни к любимой, ни к Богу – мир ограничен прутьями решетки, а все снаружи её кажется далекой сказкой радости других.

✨ О свободе напоминает только вольные птицы, но они не успокаивают пленного рыцаря, а дополнительно угнетают его, усиливая боль от заточения, показывает сабельное острие границы между свободой и темницей.

Ближе к финалу герой рассказывает, почему он рыцарь – время его конь, решетка – забрало, стены - панцирь, а двери темницы – щит.

☠ В последнем катрене мы видим обращение к времени с просьбой лететь быстрее, ибо тяжко страдает рыцарь в своем облачении и невольно думает о смерти, не особо противясь её приближающимся, в такт секундной стрелки часов, шагам.

Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

😢 Печальное стихотворение Лермонтова, где поэт через образ лирического героя передает страдания своей души в заточении, когда человек лишен одной из самых важных человеческих ценностей – свободы.

 
 

Жанр, рифма и средства выразительности

📝 Стихотворение написано четырехстопным дактилем в жанре лирического послания и имеет тональность элегии, так как строки пропитаны тоской и печалью.

Рифмовка перекрестная (темни́цы – ви́дно – пти́цы – сты́дно) с женской рифмой, имеющей открытое и закрытое (давит – правит) окончание.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (синее небо, вольные птицы, старинные битвы, панцирь железный, меч тяжелый и т д.).
  2. ✔ Метафоры (каменный панцирь, каменный шлем, грешная молитва).
  3. ✔ Аллегории (быстрое время – конь неизменный, щит мой – двери темницы, каменный панцирь – высокие стены, шлема забрало – решетка бойницы).

В последней строфе Лермонтов использует несколько восклицаний, что придает финалу стихотворения эмоциональность и показывает духовную тяжесть положения узника.

Слушаем стих онлайн

Развернуть