Текст
(Подражание Байрону)
1
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Все будит старину,
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!
Развернуть
2
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной;
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну!
3
И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим;
И где бы я ни стал искать
Былую тишину,
Все сердце будет мне шептать:
Люблю, люблю одну!
1831 год.
💔 В 1831 году Лермонтов уже познал боль безответной любви, поэтому мог писать любовную лирику, основываясь на собственном опыте. Пример тому данное произведение, пусть определенное влияние на стихотворение и оказало творчество Байрона.
К кому обращается автор
До сих пор непонятно, кто главная героиня стиха, к кому в строках обращается поэт, и кого называет своей единственной любовью, пусть в произведении Лермонтов и немного противоречит сам себе (любя других – люблю одну).
💕 Это могла быть Сушкова, Лопухина или Иванова, скорее всего, кто-то из первых двух.
К Екатерине Сушковой чувства были страстные и горячие, но Мишель получил от неё отказ, пусть он был и не без надежды на будущее (что потом и произошло).
Лопухина для Лермонтова была более ангел, чем плотская женщина, её он любил душой и пронес чувства до роковой дуэли.
Наше имхо, что стих посвящен либо Лопухиной, либо в строках автор обращается к некому собирательному образу, навеянному прошлыми чувствами и лирикой Байрона. Как бы не было, но произведение достойно внимания и не зря стоит на золотой полке русской поэзии.
Любовь к другим – страдание
☝ Стих разбит Лермонтовым на три часть-строфы, что структурирует произведение и облегчает его понимание.
У ног других не забывал
Я взор твоих очей…
Из первых строк понятно, что после первой (и главной?) любви лирический герой не ушел в монашество, а продолжал искать счастье в объятьях других, но то были более страдания.
Память штука назойливая и от неё не избавиться – обнимаешь одну, а думаешь про другую… Так нельзя начать новое и невозможно забыть старое.
💖 Герой твердит в конце первой строфы «Люблю одну», но перед этим показывает себя у ног других. Где логика? А логика в том, что не новые чувства искал герой в объятьях других, а хотел забыть (или искусственно воскресить?) старую любовь.
Вторая часть стиха, отчасти, это подтверждает, так как там вчерашняя возлюбленная показана уже женой другого:
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой…
С тех пор автор не держится за родную землю, готов уехать, куда глядят глаза, оторвавшись так от тех мест, где он любил и был счастлив. Скоро этим местом станет Кавказ, но не сейчас.
✨ В третьей строфе автор уходит в мечты – он уедет, а о глубине его чувств свет так и не узнает, страница любовной книги Лермонтова так и не будет никем прочитана…
Финал стихотворения ожидаем для любовной лирики – автор повторят слова о любви к одной:
Все сердце будет мне шептать:
Люблю, люблю одну!..
🤔 Хотя, возможно, пока сердце шепчет, тело пытается найти поцелуй в обнимашках с другой, что свойственно человеческой природе…
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стих написан в жанре любовной лирики и имеет трехчастотную композицию, где в каждой части-строфе свой мини-сюжет с единым фоном любви к одной:
- У ног других люблю одну.
- Принадлежишь другому, но люблю.
- Люблю, даже если свет об этом не узнает.
Рифмовка перекрестная (забыва́л – оче́й – страда́л – дне́й) с мужской рифмой.
Выразительные художественные средства:
- ✔ Эпитеты (безвестная страна, шумный свет, земля родная).
- ✔ Метафоры (страдал любовью).
- ✔ Олицетворения (память будит, влекут мечты, повторит волна, сердце будет шептать).