М Лермонтов в 1830 году

В одиночестве гораздо проще грустить, чем веселиться...

Текст

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Развернуть

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;

И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждёт; что ж медлить над землей?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём...

1830 год.


Анализ стихотворения

✨ Человек со времен Адама пытался противопоставить себя сначала Богу, затем Вселенной и обществу, желая этим сохранить свою свободу, избавиться от оков неизбежности, предопределенности. Эта тема красной нитью проходит сквозь строки стихотворения «Одиночество», где Лермонтов тоскует по внутренней и внешней свободе, находясь в железных тисках одиночества.

Стих написан в 1830 году 16-летним юношей, когда на его глазах происходит семейный конфликт бабушкой поэта и его отцом, что усугубляет тяжесть поиска свободы.

☝ Анализ строк поможет разобраться в переплетении чувств поэта, когда его перо выводило бессмертные строфы на смертный лист бумаги.

Никто не хочет грусть делить

😢 Лирический герой в произведении одинок, что делает его жизненные оковы особенно тяжкими, когда душа полна печальных мыслей. Никто не хочет брать на себя долю разделить грусть поэта, зато на редкие минуты веселия много охотников.

Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить…

🤔 Годы бегут, вот уже автору и 16 лет, а стены темницы одиночества не становятся тоньше, не собираются обратиться в прах. Лермонтов хочет разорвать цепи судьбы, но сделать одному это не под силу, отсюда и такой печальный образ у его лирического героя.

Вот уже и гроб видится страдальцу-поэту, а года все повторяются и повторяются, похожие друг на друга однообразием желаний и невозможностью их реализовать.

И вижу гроб уединенный,
Он ждёт; что ж медлить над землей?

☝ Подчеркнем, одиночество настолько овладело поэтом, что в проекции гроба он замечает только его «уединенность, словно бы другим гробы подаются в парной комплектации (…

Никто о том не покрушится

Последний катрен подводит итог стихотворению, где герой Михаила Юрьевича высказывает своё мнение об окружающих его людях в частности и обществе в целом. По его мнению, люди после смерти поэта будут больше веселиться на его поминках, чем с радостью вспоминать день его рождения.

О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём...

😢 На такой печальной ноте стих завершается, оставляя нас около страдающего пиита, отдающего жизнь на служение нам, недостойным, и медленно умирающего от руки человеческой и Божьей неотвратимости пути в цепях рабства одиночества.

 
 

Жанр, композиция, тема и тропы

📝 Стихотворение относится к жанру элегии, так как наполнено нотками грусти, и написано в линейной композиции четырехстопным ямбом.

Тема стиха – попытка человека обрести духовную свободу, сбросить оковы предопределенностей мира и победить одиночество, которое обволакивает в рабство липких нитей, как паучья паутина.

Рифмовка перекрестная (оковы – влачить – готовы – делить) с мужскими и женскими рифмами.

Средства художественной  выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (гроб уединенный, позлащенная старая мечта).
  2. ✔ Метафоры (царь воздушный, страданья в сердце стеснены, жизни сей оковы).
  3. ✔ Сравнения (будто сны, как царь).
  4. ✔ Противопоставления («о смерти – о рождении», «все готовы – никто не хочет» и т д.).

Также отметим несколько инверсий (один я здесь, жизни сей, грусть делить), где у слов изменен привычный порядок, что придает строкам своеобразное звучание, а в некоторых случаях помогает с рифмовкой.

💕 Завершая тему одиночества, предлагаем перечитать и вспомнить лермонтовский стих «Выхожу один я на дорогу», где лирический герой также ищет свободы от цепей бытия и очень одинок.

Читает Павел Морозов

Развернуть