Полный текст
Сторона наша убогая,
Выгнать некуда коровушку.
Проклинай житье мещанское
Да почесывай головушку.
Спи, не спи — валяйся по печи,
Каждый день не доедаючи,
Трать задаром силу дюжую,
Недоимку накопляючи.
Развернуть
Уж как нет беды кручиннее
Без работы парню маяться,
А пойдешь куда к хозяевам —
Ни один-то не нуждается!
У купца у Семипалова
Живут люди не говеючи,
Льют на кашу масло постное
Словно воду не жалеючи.
В праздник — жирная баранина,
Пар над щами тучей носится,
В пол-обеда распояшутся —
Вон из тела душа просится!
Ночь храпят, наевшись до поту,
День придет — работой тешутся...
Эй! возьми меня в работники,
Поработать руки чешутся!
Повели ты в лето жаркое
Мне пахать пески сыпучие,
Повели ты в зиму лютую
Вырубать леса дремучие,—
Только треск стоял бы до неба,
Как деревья бы валилися;
Вместо шапки белым инеем
Волоса бы серебрилися!
1861 год.
Стихотворение, навеянное думой о горькой доли России пишется Некрасовым в 1861 году, когда Николай Алексеевич находится на одном из переломных этапов жизни, что находит отражение и в стихах. Произведение описывает нищету крестьянского бытия, его убожество и тяжесть рабских цепей на шее крестьянина, даже после Крестьянской реформы Александра II.
История рождения произведения
📝 В феврале 1861 года царь Александр II издает Манифест, который называют Крестьянской реформой, призванной отменить крепостное право. Вчерашние крепостные стали временнообязанными с права свободных сельских обывателей, но должны были отбывать барщину или платить оброк 9 лет.
Некрасов был ярым критиком этой реформы, ведь по мнению Николая Алексеевича она просто сменяло одно ярмо на другое.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов написал после:
Распалась цепь великая!
Распалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим — по мужику!
☝ Он считал, что реформа сырая и несет вред и помещикам, и крестьянам, которые за толику свободы должны были слишком дорого заплатить.
Не каждая цепь при разрыве означает освобождение от рабства, так и реформа Александра II не означала свободы крестьянам, а просто вешала на их шею ярмо другого колера.
Также в начале 60-х годов 19 века начинается раздел в журнале Современник, где умеренные реалисты и сторонники пушкинского начала противостояли «демократам» и приверженцам гоголевской сатиры. Некрасов встал на сторону последних.
Коротко о сюжете
☝ В первом катрене мы видим жалобу лирического героя-крестьянина, которому некуда выгнать коровушку, за что он и проклинает своё крестьянское бытие и называет его убогим.
Сторона наша убогая,
Выгнать некуда коровушку…
😢 Как понятно из строк, сейчас крестьянин на оброке, от чего недоедает, силу свою тратит по ветру, а недоимка растет. Больше живешь – больше должен барину в качестве оброка – вот, по мнению Некрасова, и вся суть реформы Александра.
Пока крестьянин мается под оброком и не может найти подработку у хозяина, у купца Семипалова крестьянские души живут припеваючи. Они не платят никакого оброка, посему не жалеют масла постного для каши, а по праздникам кушают жирную баранину.
В праздник — жирная баранина,
Пар над щами тучей носится…
Лирический герой же ищет и не может найти работенку, руки так чешутся, что он готов в жару пахать пески, а в мороз рубить дремучий лес.
Только треск стоял бы до неба…
Однако работы нет, есть относительная свобода и оброк, а работы нет, вот и мается герой, витая в мечтах, как он работает до седьмого пота.
Жанр, рифма, композиция и тропы
☝ Стихотворение написано в смешении жанров гражданской и философской лирики, где композиция состоит из нескольких связанных частей и имеет финал в виде мечты лирического героя о работе.
Основной стихотворный размер шестистопный ямб.
Рифмовка перекрестная (убогая – коровушку – мещанское – головушку), где во всех катренах рифма открытая.
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (житье мещанское, масло постное, зима лютая, леса дремучие).
- ✔ Метафоры (руки чешутся, сторона убогая, пар над щами тучей носится, вон душа из тела просится, наевшись до поту, работой тешутся, треск стоял бы до неба, белым инеем волоса бы серебрилися)).
- ✔ Сравнение («льют масло, словно воду»).
Отметим также использование уменьшительно-ласкательных форм существительных (коровушка, головушка), с помощью которых поэт хочет вызвать к крестьянину чувство сострадания и жалости.
✔ Есть у Некрасова и ещё одно произведение с аналогичным названием «Дума», но его мы разберем отдельно, чтобы не валить в кучу два стиха с разным тематическим наполнением.