Ходоки у парадного подъезда

Полный текст

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Развернуть

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, —
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? —
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

1858 год.


Анализ стихотворения

📝 Некрасовские "Размышления у парадного подъезда" написаны в 1858 году и частично описывает реальную картину, которую Николай Алексеевич наблюдал из окна своего дома (об этом рассказала Авдотья Панаева). Стихотворение показывает несправедливость, когда богачи брезгуют прошениям со стороны обычного мужика, хотя именно на нем и держится земля русская и благосостояние барина, а также затрагивает ряд других важных социальных и гражданских вопросов.

Краткое содержание

👀 В начале стиха лирический герой смотрит на парадный подъезд барского дома и вслух размышляет над увиденным в разные дни, делая свои выводы, которыми и делится с читателями.

Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…

В редкие торжественные дни около этого подъезда суета и блеск роскоши – к нему съезжаются шикарные экипажи, и важные гости чопорно переступают порог, чтобы войти в своё царствие богатства.

😢 Однако эти дни можно пересчитать на пальцах одной руки, в остальное время картина совсем другая – к подъезду стекаются просители: убогие и обездоленные, чтобы вымолить и себе кусочек счастья с барского стола.

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица…

Кому-то жизнь спасет рубль, у кого-то сосед отжал землю, у другого разваливается дом и негде взять лес для ремонта – много забот у простого русского народа и почти всё мог бы решить за минуту барин, но…

Редко кого из нищеты пускают внутрь парадного подъезда, мало кто проникает за стены царства богатства и ещё реже кто-то из них получает помощь.

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»…

☝ Первая преграда на пути решения проблем ходоков – это швейцар, похожий на цепного пса, второй барьер – это черствое сердце барина – этакого «старого Наума» в кубе.

Вот и мыкаются вдовы, старики и иные ходоки по земле русской, не находя на ней ни доброго слова, ни помощи, разве что у церкви кто-то, почти такой же нищий, подаст в их мозолистую руку полушку на хлеб…

И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»…

☝ Вторая часть произведения отдана на откуп описанию хозяина роскошным палат, запрятанных от взора простого человека за мрамором парадного подъезда.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?

Этим вопросом лирический герой попрекает богача, который отдалился от простого народа швейцарами и полицейскими, где, утопая в роскоши, прожигает свою ненужную жизнь (даже родные ждут его смерти, чтобы поделить богатство и стать на шаг ближе к Мамоне).

✨ Лучшие дни своего богатого, но скупого, бытия он проводит на теплых морях в надежде продлить время своего пустого существования, но рано или поздно и ему придет срок умереть (жена и сын трещат от ожидания).

В третьей части стиха Некрасов, через размышления лирического героя, показывает извечные страдания русского народа, где «парадный подъезд» - это только капля в море несправедливости и лишь волосок в аркане на шее мужика.

Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…

☝ В финале стихотворения автор обращается уже к измученному народу, даже не пытаясь взывать к деревянному сердце богачей, с призывом проснуться:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

😡 Не хочется верить, что русский народ заснул навсегда и так и не просыпался со времен Некрасова. Он спал, когда миллионы россиян гуськом пошли в сталинские лагеря, он продолжает спать, когда Путин, во имя своего царствования, отправляет Иванов в мясорубку войны, называя её тоненьким фальцетом «специальной военной операцией». Не время ли посмотреть на будильник?

 
 

Жанр, тема, рифма и тропы

📝 Стих написан разностопным анапестом в жанре гражданской лирики с нотками горькой сатиры и элегии, где очевидна грусть не только по пропасти между мужиком и барином, но и по вечной спячке угнетаемого русского народа.

Рифмовка в стихотворении смешанная – смежная, перекрестная и кольцевая (дням – недугом – испугом – дверям), где использованы женские и мужские рифмы.

Композиция состоит из трех частей:

  1. ✔ Наблюдение за парадным подъездом.
  2. ✔ Описание бытия барина.
  3. ✔ Образ страдающего, но спящего русского народа.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (парадный подъезд, торжественные дни, заветные двери, самодельные лапти, оборванная чернь, роскошные палаты и т д.).
  2. ✔ Метафоры (холопский недуг, осаждают убогие лица, курьеры с бумагами скачут, громы земные ты держишь в руках и т п.).
  3. ✔ Сравнение (как дитя ты уснешь).
  4. ✔ Анафоры (Стонет он… Что тебе…).

Также в произведении Некрасов использует много инверсий, риторических вопросов и восклицаний, которые оживляют строки, усиливают их выразительность и придают стихотворению необходимую эмоциональность.

Читает Владимир Антоник

Развернуть