Полный текст
А.Н. Еракову
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
Развернуть
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
1874 год.
✨ Знаковым произведением в гражданской лирике Некрасова является «Элегия», написанная в 1874 году и посвященная страданиям русского народа.
Стих показывает связь поэта и народа-страдальца, когда первый страдает о втором и напоминает своими строками толпе обывателей-лицемеров о народных бедах.
Как родился стих
💥 К рождению стихотворения Некрасова подтолкнул Манифест Александра II от 1861 года, который назывался дословно:
«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».
Николай Алексеевич, да и не он один, считал это решение лицемерным, так как народ просто снимал с шеи одно ярмо и надевал другое.
😢 В стихотворении «Дума» Некрасов уже говорил, что после отмены крепостного права, крестьянин не стал свободным, на нём теперь оброк до 12 рублей в год (за высший душевой надел).
Работу у барина сейчас надо ещё найти, а оброк висит и с каждым днем становится большим.
Развитие сюжета
По части развития композиции стих можно условно разделить на четыре части, но все они связаны единой темой, служат одной мысли автора.
☝ Первая часть показывает читателю страдание русского народа, веками влачащего жалкое существование и бедствующего на фоне природного богатства страны.
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ…
✔ Справедливости ради, отметим, что и Некрасов был богатым человеком и жил в полнейшем достатке, но не собирался раздать все нищим, чтобы смягчить их судьбу. Писать о чужом страдании – это да, а вот принять участие в судьбе народа – это нет.
☝ Продолжением этого вторая часть произведения, где автор признается, что избрал путь служения народу.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему…
😢 Некрасов считал, что его долг писать про чужие страдания, выпячивать их так, чтобы власть их видела и принимала участие в решении проблемы.
В концовке второй части композиции знаковая фраза:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Это очевидный отсыл к Манифесту 1861 года, который освободил крестьян от крепостного права, но освободил ли их от рабства долга, сделал ли счастливым?
☝ В третьей части показан труд крестьян, когда неопытному глазу картина кажется идеалистичной – старик шагает за сохой, жницы поют над золотом жатвы, а дети играют и исполнены счастья.
Это внешняя идиллия, за которой скрывается тяжкий труд, недоедание и недосыпание крестьян. Мрачны мысли народа, томится его сердце в ожидании счастья, но так редко встречает его, что и облик позабыла.
☝ Четвертая часть подводит стихотворению итог – лирический герой, он же сам Некрасов, встречает вечер в думах о доле народа. Он пытается сложить образы дня, проведенного в поле, в одну мозаику, но не получается.
Некрасов благословляет тяжелый сельский труд и шлет проклятья тому, кто надел на шею крестьянина ярмо. Печалит же автора в этот момент одно – он певец русского народа, его песнь в стихах льется над полями и долами, а в ответ внемлет природа.
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
Вот только тот, кому поется песнь, народ, не внемлет пению, он занят своим трудом и не слышит мотива поэта.
Жанр, тема, рифма и средства выразительности
📝 Стихотворение написано шестистопным ямбом в любимом для Некрасова жанре гражданской лирики, где композиция состоит из четырех частей и имеет последовательное развитие.
Тема стиха – это страдания русского народа, так и не получившего полного освобождения от Манифеста 1861 года.
Рифмовка смежная (мода – народа – должна – она), где рифмуются соседние строчки. Рифма открытая и закрытая, женская и мужская (ударение на последний слог).
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (тощие стада, старик медленный, отцовский завтрак, крестьянская страда, сельские девы, нестройный напев и т д.).
- ✔ Олицетворения (лес откликнулся, вторят долы, шепнула Муза).
- ✔ Метафоры (говорит изменчивая мода, кипящие вопросы, процвел бы Божий мир).
- ✔ Сравнение («народы влачатся в нищете, как тощие стада»).
Отметим к прочему использование Некрасовым в произведении инверсий, риторических вопросов и восклицаний, оживляющих строки и увеличивающих выразительность стихотворения.