Текст
Спеша на званый пир по улице прегрязной,
Вчера был поражен я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
Развернуть
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сертуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга…
Пришёл городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгой,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: «Пошёл своей дорогой!» —
И Богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…
1850 год.
❓ Кто более достоин сострадания людского – вор, укравший от голода калач, или торгаш, у которого этот кусок хлеба украли?
Порядок ли охраняет городовой, арестовавший голодного вора, или он бережет власть, сделавшую гражданина нищим и подтолкнувшую его на воровство?
Эти и ряд других вопросов хочется задать после прочтения стихотворения «Вор», написанного Николаем Некрасовым в 1850 году и вошедшим в мини-сборник стихов «На улице».
Содержания кратко
✨ Произведение имеет сюжетную композицию, где лирический герой, за маской которого видна скупая борода самого Некрасова, вспоминает, как вчера он ехал по улице на пир и видел сцену, как вор украл у торгаша калач.
Торговец от такой «великой» утраты аж побледнел и начал кричать на весь город «Держите вора».
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»..
😢 Воришку быстро словили, тисками неравнодушной и сытой толпы, пришел городовой, устроил строгий допрос над «преступником» и повел того в участок, взяв с собой, поди, в качестве вещественного доказательства, покусанный калач.
Закушенный калач дрожал в его руке…
☝ Лирический герой, наблюдавший эту сцену борьбы с преступностью на улицах обычного русского города, поблагодарил Бога за то, что ему не нужно воровать от голода и погнал кучера далее на званный пир, по которому истосковался его желудок.
И Богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…
После прочтения строк остается горький осадок и куча вопросов без ответа, точнее, ответы есть, но они не вписываются в рамки современного понимания гражданского общества.
Жанр и средства выразительности
☝ Жанр произведения – сюжетный очерк, где есть толика гражданской лирики и философских ноток, а композиция развивается последовательно, согласно сюжету.
Рифмовка смежная (прегрязной – безобразной – калач – плач), где парно рифмуются соседние строчки.
Контраст добра и зла Некрасов пытается подчеркнуть за счет игры противоположностей и неравенства событий (званный пир – улица прегрязная, украден калач – поднял вой и плач, калач дрожал в его руке – допрос отменно строгий, был без сапогов – повели торжественно).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (званный пир, дырявый сертук, закушенный калач, недавний недуг).
- ✔ Гипербола (прегрязная).
- ✔ Олицетворение (калач дрожал).
- ✔ Метафора (лицо являло след недуга).
✨ Имеются также инверсии (например, «сцена безобразная») и анахронизм сертук (устаревшее от слова «сюртук»), которые помогают передать реалистичность сюжета и вызывают к вору чувство не осуждения, но сочувствия.