Добролюбов и Некрасов

Полный текст

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Развернуть

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами...
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно...

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

1864 год.


Анализ стихотворения

✨ Николай Александрович Добролюбов прославился, как яркий представитель русской революционной демократии, он всеми силами отстаивал принцип народности и считал литературу инструментом гражданского общества.

Умер критик, публицист и поэт в 25 лет от туберкулеза, что вызвало у Николая Некрасова сразу шок, а после стало причиной написания стихотворения-эпитафии его памяти. Стих написан в 1864 году, через 3 года после смерти Николая Александровича (1861 год).

Добролюбов и Некрасов

💕 С Добролюбовым Некрасов поддерживал добрые приятельские отношения, он считал его своим другом и соратником.

Являясь владельцем «Современника» Николай Алексеевич способствовал появлению работ Добролюбова в журнале, а также помогал молодому дарованию решать бытовые проблемы, покровительствуя ему не только на творческой ниве.

Тема и развитие композиции

📝 Стихотворение является яркой посмертной эпитафией одного поэта другому, где Некрасову с помощью строф удается нарисовать четкий и реальный психологический портрет товарища.

Основная тема – это значение личности Добролюбова в деле воспитания русской молодежи и попытка поставить его жизнь в пример борьбы за счастье народа.

✔ Четкий образ Добролюбова появляется уже в первых строчках, где мы видим молодого, но сурового человека, который учил жить для славы и умирать за свободу.

Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Нет, Николай Александрович не был адептом смерти, но он понимал, что свобода в условиях монархии достаётся только кровью.

Свою жизнь Добролюбов посвятил служению Родине, из-за этого отвергал мирские наслаждения и ради чистоты сердца не смог утолить его любовную страсть.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…

👼 К сожалению, Бог посчитал, что Добролюбов нужен в его царствии и рано забрал того к себе, но и 25 лет земного бытия Николая Александровичу хватило, чтобы ему писали эпитафии и хранили память о нём.

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало…

С тех пор прошло три года, страсти горя улеглись и в чистой воде воспоминания Некрасов дает оценку жизнь товарища, которого называет одним из наиболее выдающихся людей земли русской.

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно…

😢 Завершается стих терцетом, где автор обращается к природе-матери с посылом, что жизнь на земле ещё существует, потому что она изредка посылает в мир Божией людей, подобных Добролюбову. Иначе бы:

Заглохла б нива жизни...

Достойная пера Некрасова эпитафия, где автор смог передать свои чувства к умершему товарищу и реалистично нарисовал для читателей его психологический портрет.

 
 

Средства выразительности и рифма

☝ Рифмовка в стихотворении перекрестная (годы – подчинять – свободы – умирать), где имеются открытые и закрытые, женские и мужские рифмы.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, а в качестве средств выразительности использовались:

  1. ✔ Эпитеты (душевная красота, светлый рай, вещее перо, молодые годы).
  2. ✔ Метафоры (любовница суровая, светильник разума угас, вещее перо упало, нива жизни).
  3. ✔ Сравнение («как женщину, ты Родину любил»).
  4. ✔ Олицетворение (страсти улеглись).

Отметим также обращение в последней строфе (Природа-мать!) и несколько восклицаний по ходу текста, что позволило автору передать читателю свои эмоции и переживания.

Читает Александр Теренков

Развернуть