Две розы Гумилева

Текст

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза;— страстности эмблема,
А страстность — детище земли.

Развернуть

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!

1911 год.


🌹 Вопросы противоречивости любви (нежность и огонь страсти, небесное и земное) поднимает Николай Гумилев в стихотворении о двух розах, написанном в 1911 году и опубликованном в сборнике «Чужое небо» (1912 год). Стих состоит всего из трех катренов, но имеет глубокую философскую начинку, поэтому при прочтении "Две розы" кажется более объемным и надолго погружает в мир гумилевской лирики.

История создания

💕 1911 год – этот тот промежуток времени, когда отношения с Ахматовой ещё только начинают портиться, хотя явных признаков распада семьи пока нет. Гумилев долго добивался руки Анны, а добившись находился в экстазе чуть более года, потом и сам начал осознавать, что семейного счастья у них не будет.

Была надежда, что ситуацию исправит рождение в 1912 году сына Льва, но это событие наоборот стало точкой невозврата, так как вскоре Ахматова и Гумилев дали друг другу свободу действий.

✨ Стих «Две розы» это, отчасти, и взгляд на семью Николая и Анны, где автор пытается разложить составляющие любви по полочкам и задается вопросом, почему божественные чувства могут быть настолько губительными и мучительными…

Краткий анализ катренов

☝ Первый катрен подчеркивает противоречие любви, символом которой является роза. Автор задается вопросом, почему любовь страстна, если страстность есть детище земли, а не неба?

Но роза;— страстности эмблема,
А страстность — детище земли…

Обратите внимание и на первые две строки стихотворения – розы расцветают не в Эдеме, а перед его воротами, значит любви не место в раю? Той человеческой любви со смятой постелью и бессонной ночью?

☝ Вторая строфа показывает ещё одно противоречие любви, когда это великое чувство может одновременно быть нежным и смущенным, но страстным до огня и сжигающим все на своем пути.

Как дева, милым смущена…
… Огнем любви обожжена.

☝ В финальном катрене Гумилев задается вопросом, почему Всевышний соединил вместе несоединимое, почему сделал любовь божественной, если в ней так много страстного и земного?

И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!

Ответ на этот вопрос пусть каждый из нас найдет внутри себя, ибо любовь настолько многолика, что её нельзя мерить общим лекалом, чертя меловые линии бытия на пурпуре божественной ткани.

 
 

Композиция, жанр и тропы

👀 Стихотворение имеет линейное развитие композиции, где события следуют одно за другим последовательно, без повторения. Жанр – философская лирика, написанная с использованием символизма (роза символ любви).

Рифмовка перекрестная (Эдема – расцвели – эмблема – земли), где в первой строфе все рифмы открытые, а во втором и третьем катренах они сочетаются с закрытыми (розовеет – рдеет, судил – приобщил).

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (небесная тайна, пурпурная роза).
  2. ✔ Метафоры (огнем любви обожжена, тайна страстного сгорания).
  3. ✔ Сравнение («розовеет, как дева»).

💕 В финале анализа предлагаем прочитать гумилевский стих «Сомнение», написанный в этом же, 1911 году. В произведении четко видно, что Гумилев уже начинает сомневаться в Ахматовой, не в силах соединить достигнутые цели и новые ориентиры любви, не имея возможности собрать воедино земное и небесное в их отношениях.

Читает Ирина Егорова

Развернуть