Текст
(От чужого имени)
Я Богом оскорблён навек.
За это я в Него не верю.
Я самый жалкий человек,
Я перед всеми лицемерю.
Развернуть
Во мне — ко мне — больная страсть:
В себя гляжу, сужу, да мерю...
О, если б сила! Если б — власть!
Но я, любя, в себя не верю.
И всё дрожу, и всех боюсь,
Глаза людей меня пугают...
Я не даюсь, я сторонюсь,
Они меня не угадают.
А всё ж уйти я не могу;
С людьми мечтаю, негодую...
Стараясь скрыть от них, что лгу,
О правде Божией толкую, —
И так веду мою игру,
Хоть притворяться надоело...
Есмь только — я... И я — умру!
До правды мне какое дело?
Но не уйду; я слишком слаб;
В лучах любви чужой я греюсь;
Людей и лжи я вечный раб,
И на свободу не надеюсь.
Порой хочу я всех проклясть —
И лишь несмело обижаю...
Во мне — ко мне — больная страсть.
Люблю себя — и презираю.
1901 год.
✨ В стихотворении с минималистическим заголовком «Я», написанном Зинаидой Гиппиус в 1901 году, мы видим откровения человека, который видит и понимает свои проблемы, но не может самостоятельно с ними справится и возносит недостатки в ранг достоинств.
Стих относится к философской лирике, написан поэтессой от мужского лица и имеет линейную композицию, с перечислением философских образов, но без развития сюжета.
Люблю себя — и презираю
😢 В начале стихотворения лирический герой Гиппиус заявляет, что он оскорблен Богом, за что перестает в него верить, считая себя при этом лицемером и жалкой ничтожной личностью (а-ля Паниковский).
Я Богом оскорблён навек.
За это я в Него не верю…
Это задает тон всему стихотворению, повествование в котором ведется от лица оскорбленной (?) личности. Находясь в таком положении человек начинает испытывать к самому себе нездоровую страсть (это не то, что вы подумали), мечтая о силе и власти, но абсолютно в себя не веря.
☝ Интересно развиваются события в четвертом катрене, где герой признается, что не может уйти от людей (уж, не самоубийство ли?), так как с ними легко мечтать, ещё проще им врать, скрывая ложь за словами о Боге.
Стараясь скрыть от них, что лгу,
О правде Божией толкую…
Ближе к финалу лирический герой признается, что ложь и игра – это его стихия, он смертен, поэтому не нуждается в правде.
Финал – признание в желании всех проклясть, но отсутствие смелости на сей поступок (лишь несмело обижает), а последние строки четко закрывают стих:
Люблю себя — и презираю.
Средства выразительности и рифма
✨ Строфы произведения имеют перекрестную рифмовку (навек – не верю – человек – лицемерю), где есть открытые и закрытые рифмы (навек – человек).
Вот наиболее яркие средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (жалкий человек, вечный раб).
- ✔ Олицетворения (больная страсть).
- ✔ Антитеза (люблю – презираю).
Отметим также несколько восклицаний, которые помогают автору расставить акценты в нужных местах.
✨ Тему стихотворных исповедей и наставлений Гиппиус продолжит стих «Крик», написанный в 1896 году и полный модного тогда декадентства.