Зинаида Гиппиус в 1894 году

Текст

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью – над небесами, –
И улететь к лазури не могу.

Развернуть

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог – но не могу молиться,
Хочу любви – и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов.

1894 год.


✨ Стихотворение 1894 года «Бессилье» написано Зинаидой Гиппиус, когда ей исполнятся 25 лет, девушка уже замужем за Мережковским и семимильными шагами идет по поэтической тропе. Стих показывает стремление к осуществлению желаний и ограничения в достижении цели возможностями.

История стихотворения и фон

В начале 90-х годов у Гиппиус было две проблемы – здоровье и финансы, при этом они тесно переплетены, как и положено в истории человечества. Вот что пишет сама Зинаида Николаевна в одном из писем 1894 года:

«Теперь мы в ужасном, небывалом положении. Мы живем буквально впроголодь вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца».

😢 Основной и почти единственный источник дохода семьи гонорары, а Муза и ректоры изданий не всегда дружат, поэтому стих пишется впроголодь, что и находит отражение в его строках, в нём видны желания и сложности с их реализацией.

Анализ трех катренов

☝ С первой строки стихотворения видна жажда к счастью и обреченность реальности, когда море доступно только для глаз, а тело приковано к раскаленному берегу.

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…

Сразу отметим, что Гиппиус часто пишет от мужского лица, так и в этом стихотворении, поэтому имейте в виду, что на сцене произведения лирический герой, а не героиня.

Он стоит над пропастью, смотря на ласковое море, но его лазурь для героя недостижима.

☝ В втором катрене герой продолжает находиться на острие лезвия, между желанием и возможностью, ему не хватает слабости покориться обстоятельствам и силы восстать против них.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…

Вот он Бог, но не достать рукой, вот она любовь, но до поцелуя не дотянутся иссохшими от жажды страсти губами.

☝ В финале произведения герой простирает руки к солнцу, как бы используя последнюю возможность разрубить этот Гордеев узел. Он видит полог облаков и ему кажется, что истину он понял внутри себя, но не может найти слов, чтобы с ней поделиться.

Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов.

На этом достижении истины, но невозможности её выразить и заканчивается стих, оставляя нас в огне раскаленной скалы, на фоне лазурного, но недостижимого моря.

 
 

Тропы, рифма и жанр

☝ Стихотворение написано в жанре философской лирики с примесью религиозных интонаций, и имеет перекрестную рифмовку (очами – берегу – небесами – не могу), где в первом катрене все рифмы открытые, во втором закрытые, а третьем чередуются.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (жадные очи, бледные облака).
  2. ✔ Метафоры (полог облаков, улететь к лазури).
  3. ✔ Инверсии (улететь к лазури не могу, истину я знаю, к земле прикованный, руки простираю).
  4. ✔ Лексический повтор (к солнцу, к солнцу).

Отметим, что эпитеты этого стихотворения есть одновременно и олицетворения, так как очи и облака наделяются качествами живого существа.

Читает школьница

Развернуть