Заболоцкий после лагеря

Текст

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, —
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

Развернуть

Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.

Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.

За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.

И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка, —
Встанет утро победы торжественной
На века.

1946 г.


Произведение Заболоцкий пишет в 1946 году, когда находится на даче в подмосковном Переделкино (дача пока не своя). Стихотворение показывает ценность победы над фашизмом с одной стороны и пропитано антивоенным настроением с другой, так как народ устал от войны, хочет покоя березовой рощи и пения иволга, а не пуль :(.

История создания

Большую часть войны Николай Алексеевич провел в сталинских лагерях, куда был отправлен в 1938 году по обвинению в антисоветской пропаганде. Тогда Заболоцкому чудом удалось избежать расстрела.

Сидел поэт до 1943 года, после освобождения не имел права находится в Москве, поэтому болтался по периферии, в Караганде написав своё «Слово о полку Игореве». Оно-то и стало ключиком для дверей столицы, куда Заболоцкий переехал в 1946 году, в этом же году он восстановлен в Союзе писателей СССР.

На этом фоне и пишется стих, в нём нельзя было не отдать дань великой победе, но сквозь строки буквально сочится усталость от войны.

 
 

Разбираем строки

Стих пишется от первого лица, в роли лирического героя сам автор, который уже в первой строфе обращается к иволге с просьбой спеть песню жизни в березовой роще.

Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

Иволга для Заболоцкого олицетворяет все страдания русского народа, она выбрана Богом, чтобы петь для уставших от войны людей, чтобы показывать, что человеческое жильё много лучше окопов войны.

Только за последние годы люди стали больше солдатами, чем людьми, им привычнее видеть белые вихри взрывов, чем отчий дом, чем покой мирной жизни. На фоне этих крыльев войны смолкает даже иволга, прячась от военных затей людей в зелени березовой рощи.

Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?

Нет, иволга не спряталась в роще, она просто замолчала, так как устала петь песни любви над полями смерти, воспевать жизнь, пролетая над руинами смерти, над полями войны. Для таких декораций она молчаливая странница, для таких слушателей пусть поют пули, а не иволги.

Завершается стих окончанием войны, когда замолкает пулемет и на фоне тишины иволга начинает петь опять, её голос снова доносится из березовой рощи, как мелодия мира, как песня жизни над смертью.

И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.

Что скажет филолог

Стихотворение рисует поэтический образ погибшего на войне солдата, который похоронен в березовой роще, отчего та тоскует о мире голосом иволги. Заболоцкий в стихотворении противопоставляет образы мира и войны, а в роли судьи над ними ставит иволгу, не желающую петь под свист пуль.

Стих написан с помощью перекрестной рифмовки (березовой – бед – розовый – свет), где есть место открытым и закрытым рифмам.

Из художественных троп, которые использовал Заболоцкий для написания стихотворения, отметим:

  1. Метафоры (руины смерти, в разорванном сердце голом поет, лавиною… льются листья).
  2. Олицетворение (замолчит пулемет).
  3. Эпитеты (розовая лавина, божественная капля, молчаливая странница, высокие ветви, деревянная дудочка, утренняя свежесть и т д.).
  4. Анафора (Льются листья с высоких ветвей).

Также отметим риторические вопросы в третьей строфе стиха, плюс наличие цветописи (передача цвета языком художественного произведения) и звукописи (применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи).

Похожий трагизм есть и в стихотворении «Журавли», написанном на 2 года позже, в 1948 году. Этот стих тоже рекомендуем к прочтению.

Песня на слова (исполняет П Агуреева)

Развернуть