Текст
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
Развернуть
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов — первых слов на родном языке.
Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.
А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвётся цветы.
1946 год.
В данном стихотворении Заболоцкий не только описывает буйство грозовой природы, но и проводит параллели между ней и творчеством поэта. Стих написан в 1946 году, через несколько лет после освобождения автора строк из сталинского лагеря и вскоре после его приезда в Москву, за что Николай Алексеевич должен быть благодарным своему «Слову о полку Игореве».
Лирический герой сам автор, по ходу стихотворения он описывает грозу и сравнивает её с творчеством поэта, в глазах которого также могут появляться молнии, а в сердце живет буря.
Раскрываем сюжет
В первой строке нарисована поэтическая картина начала грозы, когда черная туча, кажется, накрывает весь мир, птица опускается к земле, а человеку трудно вздохнуть полной грудью.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Уже во второй строфе мы встречаем сравнение грозы с творчеством поэта, которое ведется от первого лица. Автор строк признается в любви к сумраку восторга, он без ума от молнии мысли и отдаленного грохота далекого грома – появления первых слов.
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья.
В строфе №3 сравнение продолжается, и мы видим, что у грозы и поэта очень много общих черт и прорисовок. Гроза, по мнению Заболоцкого, это настоящая стихия поэта, но не только её эпицентр имеет значение в творчестве – важно и преддверие бури и минуты блаженной тишины, когда воздух пропитан озона и водный поток с неба источается.
«Гроза» - это ещё одно стихотворение Заболоцкого, в котором слышится влияние поэзии Тютчева – любимого поэта Николая Алексеевича. Здесь есть и природная стихия, и метафизика, которая признает данное начало мира и рассматривает явления вне их земной связи.
В финальной строфе мы видим появление слова в белом облаке мысли, оно и должно заполнить собой пустоты мира, как гроза все заполняет собой во время своего извержения на мир.
И, играя громами, в белом облаке катится слово.
Выразительные средства и рифма
Произведение написано в жанре пейзажной лирики, но имеет тонкий философский подтекст. Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная (зарница – травой – шевелится – головой), где есть место открытым и закрытым рифмам.
Композиция имеет две выраженные части – в первой дается описание грозе, как явлению природы, во второй стихия сравнивается с творчеством поэта.
Из выразительных средств отметим:
- Метафоры (сумрак восторга, дивный блеск наготы, человеческий шорох травы).
- Эпитеты (облачный вал, земной круг, дальний гром, светлоокая дева, белое облако).
- Олицетворения (пробежала зарница, дождь рвется на цветы, травы падают и бегут).
Связь человека и природы также хорошо просматривается в стихотворении Заболоцкого «Ещё заря не встала над селом», которое написано в этом же, 1946 году. Рекомендуем и этот стих Николая Алексеевича к прочтению.