Текст
В поля, под сумеречным сводом,
сквозь опрокинувшийся дым
прошли вагоны полным ходом
за паровозом огневым:
Развернуть
багажный - запертый, зловещий,
где сундуки на сундуках,
где обезумевшие вещи,
проснувшись, бухают впотьмах -
и четырех вагонов спальных
фанерой выложенный ряд,
и окна в молниях зеркальных
чредою беглою горят.
Там штору кожаную спустит
дремота, рано подоспев,
и чутко в стукотне и хрусте
отыщет правильный напев.
И кто не спит, тот глаз не сводит
с туманных впадин потолка,
где под сквозящей лампой ходит
кисть задвижного колпака.
Такая малость - винт некрепкий,
и вдруг под самой головой
чугун бегущий, обод цепкий
соскочит с рельсы роковой.
И вот по всей ночной равнине
стучит, как сердце, телеграф,
и люди мчатся на дрезине,
во мраке факелы подняв.
Такая жалость: ночь росиста,
а тут - обломки, пламя, стон...
Недаром дочке машиниста
приснилась насыпь, страшный сон:
Там, завывая на изгибе,
стремилось сонмище колес,
и двое ангелов на гибель
громадный гнали паровоз.
И первый наблюдал за паром,
смеясь, переставлял рычаг,
сияя перистым пожаром,
в летучий вглядывался мрак.
Второй же, кочегар крылатый,
стальною чешуей блистал,
и уголь черною лопатой
он в жар без устали метал.
1925 год.
📝 Стихотворение о трагическом крушении поезда написано Набоковым в 1925 году, когда поэт находился в эмиграции (Берлин) и только движется на литературный Олимп. Стих описывает крушение поезда, когда только вот его вагоны несли пассажиров к цели, но всё смешалось в кучу из-за одного некрепкого винта на железной дороге.
Поезд, несущийся к смерти
Структурно произведение можно разделить на три части:
- ✔ Описание поезда.
- ✔ Крушение.
- ✔ Сон дочки машиниста.
В первой части мы видим начало движения состава, когда паровоз тянет за собой в сторону горизонта спящие вагоны.
прошли вагоны полным ходом
за паровозом огневым…
В багажном ждут места назначения, подпрыгивая в темноте, сундуки и саквояжи пассажиров.
😪 В спальных вагонах клиенты железной дороги опустили кожаные шторы и дремлют под ритмичный стук колес.
Ничто не предвещает беды, но вот слабый винт на рельсах не выдерживает нагрузки несущегося поезда, и груда вагонов летит под откос, озаряя окрестности пламенем крушения.
чугун бегущий, обод цепкий
соскочит с рельсы роковой…
💥 Росистая ночь горит, а к месту крушения летят дрезины с людьми, которые всматриваются в приближающееся зарево. Могут ли они кого-то спасти или это просто дань эмпатии, попытка изменить неизбежное?
✨ Финальная часть стихотворения – это страшный сон дочки машиниста, которой приснилось, как два ангела гнали поезд на смерть. Один ставил рычаги скорости на максимум, второй не переставая метал уголь в горящую пасть топки паровоза.
и двое ангелов на гибель
громадный гнали паровоз…
❓ Уж не сравнивает ли себя с поездом Набоков, уж не воспринимает ли эмиграцию, как крушение, когда ты понимаешь её неизбежность, но управляешь поездом жизни не ты, а высшие силы?
Жанр, композиция, рифма и тропы
☝ Произведение написано в жанре трагедии, имея при этом философские нотки размышления над неисповедимостью путей Господних.
Композиция трехчастотная, не имеющая выраженного финала – стих буквально обрывается на сцене «работы» двух ангелов над крушением поезда.
Рифмовка перекрестная (зловещий – сундуках – вещи – впотьмах) с открытыми и закрытыми рифмами.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (багажный вагон, вагоны спальные, штора кожаная, скользящая лампа, винт некрепкий, рельса роковая и т д.).
- ✔ Метафоры (сумеречный свод, паровоз огневой, обезумевшие вещи, туманные впадины потолка).
- ✔ Олицетворения (пошли вагоны, вещи проснулись, чугун бегущий).
- ✔ Сравнение («стучит, как сердце, телеграф»).
☝ Отметим, что автор строк обошелся минимальным набором знаков препинания, нет в произведении ни восклицаний, ни риторических вопросов, а напряжение передается через ровную тональностью, но в ней чувствуется роковая неизбежность трагедии.