Брюсов в 1903 году

Оригинальный текст

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

Развернуть

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.

1903 год.


📝 Стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году и впервые опубликовано в журнале «Новый путь» на следующий год. Стих показывает видение места поэта в жизни, его отношение с обществом, молчание и блеск ненависти таланта. Кинжал тут сравнивается с творчеством, ибо и то и другое могут нанести смертельные раны, хотя способны и защитить от беды. 

Место в творчестве

✨ Стих занимает почетное и знаковое место в творчестве Валерия Яковлевича, так как написан на пике его славы, когда поэт вправе давать советы и делиться своим видением коммуникации между пиитом и обществом.

Основная тема и смысл

✔ Тема стихотворение – это взгляд известного поэта на отношение с читателями и обществом, когда творческий человек похож на клинок – порой жалящий, порой просто сверкающий, но молчаливый.

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза…

✔ Идея стиха – это неотвратимость взаимодействия поэта и общества, так как первый не может писать только для себя, он творит для людей и вправе за это рассчитывать на благодарность.

Развитие сюжета

☝ В начале произведения Брюсов сравнивает поэта с острым клинком, который блещет в глаза и требует внимания. Творческий человек всегда с людьми, особенно близок он, когда приходит гроза и меткое слово необходимо для поддержания духа.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза…

Когда пиит видит, что окружающий его мир теряет силу и дерзость, когда люди склоняются шеями рабов под ярмом, тогда он прячется в стране молчания, чтобы не воспевать низкие качества, не разменивать талант на частушки.

Я уходил в страну молчанья и могил…

☝ Поэт тоже может ненавидеть, автор строк, выступая в лице лирического героя, ненавидел жизни строй, когда он того заслуживал, а в ответ на противостояние лишь хохотал, плюя в лицо робким призывам сопротивления.

Однако это не трусость – как только робкие призывы сменяет труба под развернутыми знаменами, поэт снова на коне, предпочитая борьбу тишине.

Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы…

Финальный катрен констатирует, что поэт всегда связан с обществом, являясь его рупором, его продолжением, а также сравнивает кровавый молний свет с кинжалом поэзии – всегда острым м сверкающим.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет…

Лирический герой и композиция

✨ В роли лирического героя выступает сам автор, Валерий Брюсов, который от себя показывает видение коммуникации поэта и общества.

Композиция состоит из пяти катренов, написанных четырех- и шестистопным ямбом, и имеет кольцевую структуру, начинаясь и заканчиваясь тесной связью поэта и людей. Между вступлением и финалом грусть автора от частой пассивности людей и недовольство режимом в России.

 
 

Рифмовка и средства выразительности

Произведение имеет перекрестную рифмовку (глаза – острый – гроза – сестры), где открытая рифма удачно комбинируется с закрытой (свет – поэт).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (отточенный и острый клинок, позорно-мелочный строй, заветный зон).
  2. ✔ Олицетворения (робкий призыв, верная сталь).
  3. ✔ Метафоры (зов трубы, в страну молчанья и могил, огнистые знамена).
  4. ✔ Сравнение («Кинжал поэзии! – Кровавый молний свет»).

👼 Тропы помогают в более выразительной форме передать основную идею стиха – плотное взаимодействие и неразрывность общества и поэта, которые должны дополнять друг друга, сливаясь в цельный клубок человечества.

☝ О творчестве Брюсов писал много и с аппетитом, можно сказать, это была одна из его излюбленных тем в поэзии. Один из примеров – это произведение «Памятник», написанном в 1912 году, где автор показывает своё творчество вечным, сравнивая его с храмом.

Слушаем стихотворение онлайн

Развернуть