Полный текст
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!
Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
Я есмь и вечно должен быть.
Развернуть
И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя,
Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря.
В сады Украйны, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —
Повсюду долетят горящие страницы,
В которых спит моя душа.
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
И в новых звуках зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? — случайная забава!
Что клевета друзей? — презрение хулам!
Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.
Июль 1912 года.
✨ Одним из самых эпатажных стихотворений в сборнике «Семь цветов радуги» является стих «Памятник», написанный Брюсовым в 1912 году на волне расцвета творчества. Произведение прославляет собственный талант и показывает автора строк, самого Валерия Яковлевича, вечным источником поэтической истины в виде несокрушимого прижизненного монумента.
Стих перекликается с пушкинским «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», но превосходит его по объему пафоса.
Анализ эпатажа Брюсова
☝ В первом катрене автор показывает, что его творчество несокрушимо, оно состоит из созвучных строф и никто не сможет свалить эту махину совершенства.
Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!
Последняя строка катрена и вовсе приравнивает поэта к Богу, убеждая читателя в его вечности за счет безупречности творчества и его поэтического величия.
Я есмь и вечно должен быть…
☝ Второе четверостишье рисует картину всеобщей любви, когда строки поэта любят все, независимо от вкусов и социального статуса. Томик автора держат в руках и источают радость от чтения и царь, и бедняк – все преклоняются перед творческим могуществом Валерия Брюсова.
Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря…
👼 Не только разные люди по статусу и родству, но и все страны возносят строки поэта до небес. По версии автора, его величие известно и в Украине, и в Китае, и в шалаше на берегу Иртыша. Страницы его книг разлетелись по всему миру и после смерти поэта будут петь оду его величия монголам, китайцам, украинцам и русским – всем!
В сады Украйны, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша…
☝ В четвертом катрене автор объясняет, откуда столько величия у смертного человека – он, оказывается, как Путин, думает и испытывает муки страсти за всех, – он людям-сиротам, как отец родной и как светоч знания.
Творчество пиита разлетится и по Европе, где после смерти Брюсова и французы, и немцы будут шевелить европейскими губами, повторяя его фразы, превознося их в цитаты и афоризмы…
✨ В финальном катрене автор утверждает, что земная слава ничто по сравнению с вечным величием поэта после его смерти. Тогда благодарные земляне возведут ему памятник благодарности и навеки сохраняет его имя в народных преданиях.))
Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм…
Такое вот высокое самомнение было у Брюсова, который хотел не только царствовать в настоящем, но и замахнулся на вечность после смерти.
Жанр, композиция, рифма и средства выразительности
☝ Стихотворение написано шестистопным ямбом в жанре оды, где автор строк предрекает своему творчеству вечную славу.
Композиция состоит из шести катренов и развивается линейно.
Рифмовка перекрестная (сложен – свалить – невозможен – быть), где есть закрытые и открытые (царя – говоря) рифмы.
✔ Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (яркий сон, благосклонные Музы, далекие грезы, неодолимая власть).
- ✔ Олицетворения (спит душа, стих осиротелый).
- ✔ Метафора (долетят горящие страницы).
Брюсов искренне считал, что его творчество непревзойденно, что именно он открыл в поэзии новую эру и достоит бессмертия в своих трудах.
💕 Гораздо скромнее думает о своих стихах Анна Ахматова, написавшая в 1936 году стихотворение «Творчество», где показывает работу поэта, но не ставит её во главе мироздания. Прочитайте и сравните, после чего сами сделайте выводы.