Зинаида Гиппиус в 1897 году

Текст

H. B-t

О, берегитесь, убегайте
От жизни легкой пустоты.
И прах земной не принимайте
За апельсинные цветы.

Развернуть

Под серым небом Таормины
Среди глубин некрасоты
На миг припомнились единый
Мне апельсинные цветы.

Поверьте, встречи нет случайной, —
Как мало их средь суеты!
И наша встреча дышит тайной,
Как апельсинные цветы.

Вы счастья ищете напрасно,
О, вы боитесь высоты!
А счастье может быть прекрасно,
Как апельсинные цветы.

Любите смелость нежеланья,
Любите радости молчанья,
Неисполнимые мечты,
Любите тайну нашей встречи,
И все несказанные речи,
И апельсинные цветы.

1897 год.


🍊Зинаида Гиппиус имела свой взгляд на мироустройство, она верила в судьбу и рок и не принимала в расчет случайности в жизни. Этот взгляд поэтесса пытается донести до читателей в стихотворении «Апельсинные цветы», который был написан в 1897 году.

Что хочет сказать поэтесса

Основной посыл стиха – случайностей не бывает, все в мире происходит закономерно, начертанное сбывается, надо только дождаться момента (заслужить его?), когда сойдутся звезды.

Не забываем также, что Гиппиус символист, поэтому в стихотворении некоторые вещи запрятаны под символами и читателю самому надо снять с них маски.

Анализ пяти катренов

☝ В первой строфе автор строк советует избегать в жизни пустот и легкости, ибо они есть дорога в никуда, они есть «не́дорога». Также в этом катрене мы видим завет не принимать за цветы земной прах – не считать тленность милотой.

И прах земной не принимайте
За апельсинные цветы…

Далее Гиппиус развивает тему стиха, приводя пример в неслучайности событий, например, важных для жизни встреч, завершая каждую строфу упоминанием апельсинных цветов.

И наша встреча дышит тайной,
Как апельсинные цветы…

👼 В предпоследнем катрене видим совет не бояться высоты, если вы ищите счастья, а финальная строфа-секстина подводит итог произведения, где лирическая героиня Гиппиус советует любить смелость, радость и тайну встречи.

Любите смелость нежеланья,
Любите радости молчанья…
… Любите тайну нашей встречи…

 

 
 
 

Средства выразительности и рифма

☝ Стихотворение написано в жанре любовной лирики и состоит из пяти строф – четыре катрена и одна секстина, строки которых связаны между собой перекрестной кольцевой и смежной рифмовкой. В катренах рифма перекрестная (напрасно – высоты – прекрасно – цветы), а в секстине кольцевая и смежная (нежелания – молчания – мечты – встречи – речи – цветы).

Художественные тропы:

  1. ✔ Эпитеты (апельсинные, легкая пустота, неисполнимые мечты).
  2. ✔ Метафоры (глубины некрасоты, от жизни легкой пустоты).
  3. ✔ Олицетворение (встреча дышит тайной).
  4. ✔ Инверсия (от жизни лёгкой пустоты).

Отметим также несколько восклицаний, которые позволяют поэтессе делать акцент на важных для неё фрагментах стихотворения.

💕 Несколько созвучен по интонации с этим произведением стих «Песня», написанный в 1893 году, где также использован символизм, как инструмент передачи образов от поэтессы читателю.

Читает Вера Воронкова

Развернуть