Текст
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Развернуть
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
1891 год.
😢 За год до своей несколько странной смерти Афанасий Афанасьевич Фет-Шеншин пишет это интересное стихотворение, которое формально относится к жанру пейзажной лирики, но в реале всё гораздо хуже). Стих есть некое подведение черты жизни, возвращение к прошлому и попытка покаяться на фоне образов природы.
Фет, Боткина и Лазич
☝ Перед технической частью анализа давайте посмотрим на любовный треугольник Фета с его женой и возлюбленной (это не Боткина, а Лазич), что поможет лучше понять глубину произведения.
В 1857 году Афанасий женится на Боткиной – невесте с годным приданным, за которое потом и будет куплено зачетное имение. Всё бы ничего, можно и поздравить, если бы не одно «но» - до этого Фет был влюблен в Марию Лазич, но её сундук с приданным был пуст. Лазич умерла в 1851 году, так и не дождавшись предложения, Боткиной долго его жадть не пришлось, так как Фет запреметил в её хоромах сундук с богатым приданным.
😢 Из двух Марий Фет выбрал ту, что побогаче, что, впрочем, оставим на совести великого русского поэта.
Это нашло отражение в стихотворении, если посмотреть между строк, то немой укор самому себе виден.
Анализ по катренам
☝ В первой строфе видим лирического героя в лесу, где ветви елей мешают идти, закрывая своей зеленью лесную тропинку. Герой находится в лесу один, ему одновременно и жутко, и грустно, он ничего не понимает в этом каламбуре чувств.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
☝ Вторая строфа-катрен рисует поэтический образ ветра в лесу, когда все кругом приходит в движение и откуда-то издалека слышен рог охотника.
☝ В финальном катрене зов глашатая воспринимается лирическим героем, как сладостный, а в последних строчках Фет явно обращается к Лазич в надежде, что она из лучшего мира приветствует его, бедного странника, и простила.
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Если перевести с эльфийского жанра пейзажной лирики, то можно увидеть одиночество Фета при живой жене и его раскаяние за прошлое, мешающее настоящему.
Лес – это жизнь, ветки елей, закрывающие тропинку – это грехи, а звук далекого рога – это приближение смерти.
Взгляд филолога
👀 Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики с глубоким философским подтекстом, в нем Фет пытается раскрыть темы одиночества и взаимосвязи человека и природы.
Стихотворный размер – разностопный дактиль, композиция двухчастотная (одиночество в лесу и чувства от звука приближающегося рога с обращением в финале), рифмовка перекрестная (завесила – одному – весело – не пойму). В первом и третьем катрене рифмы открытые, во втором есть и закрытые (ног – рог).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Метафоры (медный глашатай, листья кружатся у ног, ель рукавом тропинку завесила).
- ✔ Эпитеты (взывающий рог, странник бедный, глашатай медный).
- ✔ Олицетворение (ель рукавом).
В финальной строфе мы видим несколько восклицаний, что придает финалу динамику, отмечает важность приближения смерти и надежду на прощение от Марии Лазич.
💔 Рекомендуем прочесть ещё один стих из поздней лирики Фета – «Одним толчком согнать ладью живую», которое написано на 4 года раньше и так же наполнено эфиром философии.