Текст
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Развернуть
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
1883 год.
💕 Умения писать грустные стихи о красоте природы, пытаясь объять необъятное, Фету не занимать, Афанасий Афанасьевич творит произведения явно от сердца, потому они и заходят в души читателей. Не исключение стихотворение «Осень», написанное на позднем этапе творчества, в 1883 году.
Осенняя зрелость
Прежде чем начать анализ, давайте посмотрим, что происходило в жизни Фета на данном этапе и что может быть спрятано между строк.
😢 В 1883 году выходит первый из четырех сборников «Вечерние огни», Фет не так много пишет стихов, но усиленно работает над переводами. Это позволяет ему закрыть бреши в душе, которые образовались давно, но не дают покоя.
Речь идет о браке с Боткиной, когда новая семья образовалась чисто по расчету (вскоре на приданное и имение купили), а платой за это было предательство любви – Марины Лазич, которую поэт любил, но выбрал достаток. Кстати, Марина умерла в 1851 году, так и не сумев пережить предательство Фета.
Анализ по катренам
☝ Уже первые строки стихотворения в первом же катрене задают тон произведению – оно грустное и очень гармонирует с осенней слякотью и серостью.
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
🍂 Осень, по версии поэта, холодна и беззвучна, однако она несет и определенную истому – истому воспоминаний и отдыха, когда природа замирает в ожидании приходы зимы.
Вместе с тем, не все осенние дни серы – иногда на выручку приходит золото листвы – единственный яркий цвет в это время года. Осень этим броским цветом словно бы требует любви, словно бы говорит, что и она прекрасна, надо только замечать её красоты.
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Третий финальный катрен – это признание осени в стыдливой печали, она пышно замерла в последнем цвете года и ей уже ничего не жаль.
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
Перо поэта написало красивую, но печальную, поэтическую картину осени, которая даже на фоне своей врожденной грусти в чем-то прекрасна.
☝ Если заглянуть между строк, то можно сравнить осень с приходом старости человека, когда грусть о прошлом часто доминирует у человека, но есть в зрелости и что-то нежное, прекрасное, какая-то истома.
Средства выразительности и рифма
Стих написан в жанре пейзажной лирики, но имеет философские вкрапления, если уметь читать между строк.
Композиция трех катренов линейная, рифмовка комбинированная – смежная (2 и 3 строки) и кольцевая (1 и 4) – (дни – хладной – безотрадной – они). Рифмы открытые и закрытые.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (сумрачные дни, беззвучная и хладная осень, безотрадная истома, знойные прихоти, стыдливая печаль, горящие взоры).
- ✔ Метафоры (истомой в душу просятся они, золотолиственные уборы, осень ищет… знойные прихоти любви).
- ✔ Олицетворения (молчит печаль, осень ищет).
В первой строфе есть несколько восклицательных предложений, далее динамика затихает, как и положено в осеннюю пору.
💔 В концовке анализа предлагаем перенестись в яркое время весны и насладиться её расцветом вместе со стихотворением «Весенний дождь», написанным Фетом в 1857 году, в пору своего творческого торжества.