Береза в снегу

Читаем текст

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Развернуть

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

1842 год.


💕 Певец русской природы, Афанасий Фет, умел создавать прекрасные поэтические образы буквально на пустом месте. Для написания пейзажной лирики ему не нужно было быть свидетелем редких природных явлений и долгие поиски нужного слова не нужны, он смотрел, видел прекрасное в простом и умел передать увиденное на бумагу.

Хороший пример тому стихотворение «Печальная береза», которое написано на раннем этапе творчества, в 1842 году. Стих описывает образы, увиденные 22-летним Фетом из окна, где раскинула ветви под снежным украшением береза.

Красавица береза под окном

👀 Тема березы и зимы до и после Фета поднималась ни раз, годно прорисовал этот образ и Есенин в своем стихе «Белая береза», но стих Афанасия Афанасьевича стоит особняком. Он состоит всего из трех строф, но на 100% передает красоту русской березы, только преподносит её печальной, связывая печаль с состоянием души поэта-автора.

Анализ трех строф

☝ В первой строфе лирический герой смотрит в окно и видит в нём березу, прибранную в кружева инея морозом. Зима тоже не хочет оставаться в стороне от украшения дерева, если весна расписывает его зеленью листвы, а лето награждает сережками, то зима прибрала березку белоснежным убранством.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят…

☝ Во второй строфе автор сравнивает ветви с гроздьями винограда, ведь они буквально прогнулись от тяжести снега, от веса зимнего щедрого наряда.

Такой наряд радостен для глаз лирического героя, но он все равно называет его траурным, так как в душе его печаль, в сердце его смятение, но о его причине Фет умалчивает.

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд…

☝ В строфе №3 лирический герой признается в любви к игре денницы (утренней зари) со снежным украшением березы, когда ветви отливают тысячами искр и переливаются на восходящем солнце, подобно бриллиантам. Если бы ещё и не птицы, которые норовят стряхнуть зимний подарок с ветвей в своей птичьей игре. ))

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей…

 

 
 
 

Разбираем тропы и рифму

✨ С жанром стихотворения никаких вопросов нет – это классическая пейзажная лирика, написанная в три авторских катрена с помощью перекрестной рифмовки (береза – окна – мороза – она). В первой строфе все рифмы открытые, во втором и третьем катрене есть они чередуются с закрытыми.

Средств выразительности немного, но тропы есть – это:

  1. ✔ Эпитеты (печальная береза, траурный наряд).
  2. ✔ Сравнение (как гроздья винограда, ветвей концы висят).
  3. ✔ Метафора (прихотью мороза разубрана).
  4. ✔ Олицетворение (игра денницы).

Красивый стих-миниатюра, где в трех строфах поэт, даже на фоне собственной печали, создал реалистичный образ березы, убранной в зимние наряды.

💕 Предлагаем в финале анализа перейти от зимней березки к весенней вербе (стих «Уж верба вся пушистая»), которая украшена весной не менее красиво, что не могло пройти мимо внимания поэта.

Читает Сергей Чонишвили

Развернуть