Афанасий Фет в 1890 году

Читаем стих

Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты.
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.

Развернуть

В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду провидит он с высей творенья;
Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопеньи.

Только у вас мимолетные грезы
Старыми в душу глядятся друзьями,
Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами.

С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.

1890 год.


📝 Стихотворение в виде послания «Поэтам» создано Фетом в 1890 году, когда Афанасию Афанасьевичу было уже почти 70 лет и до смерти оставалось сделать два шага (1892 год). Это стих-элегия, написанный в формате исповеди, где один поэт исповедуется перед другими, благодаря их за свою причастность к поэтическому братству.

🤔 Анализ произведения поможет лучше понять его глубину и увидеть то сокровенное, что автор спрятал между строк, чтобы руки истории не истрепали таинства до положенной поры и они дошли до потомков.

На каком фоне пишется стих

👀 В 1890 году Фет вот уже 13 живет в Воробьевке, которую сменял на Степановку в 1877 году. Афанасий Афанасьевич к старости становится большим хозяйственником, а по своим владениям он разъезжает на повозке, запряженной ослом Некрасовым (серьезно 🤣).

Практичность и удачная женитьба, вопреки любви к Марии Лазич, позволили избавиться от финансовых невзгод, но положили на душу камень, который до смерти тяжелой жабой будет лежать на груди Фета-Шеншина.

☠ Поэзия пишется редко, больше времени Фет уделяет воспоминаниям в прозе, часть из них выйдет уже после смерти поэта, в 1893 году.

Молитва перед поэтами

☝ В первой строфе мы видим лирического героя, стоящего на коленях и возносящего молитву поэтическому Олимпу.

Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты…

👼 Он благодарит братию поэтов, что причастен к её сонму, ведь вместе с ними рос и его дух, закаляясь под взглядом Музы до состояния вечности.

Интересен третий катрен, где герой завершает прямое обращение к поэтам и благодарит их за то, что мимолетные грезы стали верными друзьями, а на глазах блистают слезы умиления восторга.

Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами…

😢 Да уж, торкнуло Фета хорошо, расплылся старик, расплакался и чуть не испортил рукопись со стихами…

😊 В финальных строках констатируется факт, что поэзия в частности, и искусство в целом, открывают перед человеком новый мир, раскрашивая радужными цветами житейскую серость душных дней.

С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски…

✨ Когда в душе есть сопричастностью к искусству, то и ослик Некрасов похож на арабского гнедого, и Воробьевка не менее блестит золотом, чем Царское село, и в 70 лет хочется развернуть крылья и устремиться к небу.  

 
 

Коротко от филолога

📝 Стихотворение написано в жанре элегии, имея формат исповеди-обращения, проникнутой грустью, но содержащей и нотки оды-благодарности.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, имеющий трехсложную стопу и ударение на первом слоге.

Рифмовка перекрестная (бо́льно – возде́ты – нево́льно – поэ́ты) с женской рифмой во всех строфах.

✨ Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (благовонные розы, душные торжища).
  2. ✔ Метафоры (дух окрылился, сердце трепещет, золотом горит, тонкие краски, мимолетные грезы, радуги прозрачно-воздушные, неба ласки).
  3. ✔ Сравнение (старыми глядятся друзьями).

☝ Кроме них имеются в строках инверсии (неба родного, торжища житейские), которые усиливают выразительность строк и придают им глубину звучания.

Слушаем элегию онлайн

Развернуть