Пчелы над цветами сирени

Полный текст

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Развернуть

Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу…
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет всё боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

1854 год.


📝 Тяжесть одиночества на фоне благоденствия природы показана нам в стихотворении «Пчелы», написанном Афанасием Фетом в 1854 году. Стих является грустной фантазией, где автор тоскует от одинокой жизни, когда мир вокруг него цветет и полон ярких красок.

История создания строк

💥 В 1854 году поручик Фет переведен служить в полк под Санкт-Петербургом, что имеет для Афанасия Афанасьевича две положительные стороны.

☝ Во-первых, ему так легче оторваться от прошлого, где сгустком боли маячит Мария Лазич, трагически погибшая в 1850 году, так и не дождавшись предложения руки (погуглите или почитайте тут, сильная история).

☝ Во-вторых, служба в Питере дает возможность сблизиться с литературной элитой того времени – с Гончаровым, Некрасовым (его именем Фет после назовет ослика) и Тургеневым.

В этот момент Фет и пытается переосмыслить жизнь, в этот момент и пишется стих, анализ которого перед вами.

Тоска и лень бытия

😪 Лирический герой Фета в первой строфе прорисован страдающим от лени и тоски, когда жизнь становится не мила из-за давящего на неё одиночества.

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила…

😡 Конечно, после бедной, но прекрасной Лазич, сложно начать новые отношения, тем более Афанасий жутко практичен и ищет себе пару не по сердцу, но с сундуком злата.

🐝 На этом фоне отдушиной является пчела, которой неведомы тоска и лень, ибо она познает мир в трудолюбии, параллельно наслаждаясь прекрасным (ароматом душистой сирени).

Во второй строфе положительный эффект от созерцания пчелы утерян, сердце героя опять томится от жара, как будто кто-то заменил сердечную мышцу раскаленным углем.

Сердце пышет всё боле и боле,
Точно уголь в груди я несу…

🐝 В финальном пятистишии пчелы появляются опять, как невольные созерцатели страдания героя, но последний не совсем ещё сдался и хочет избавиться от сердечной тоски.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черемуха спит…

Последние строки навевают легкие мысли о галлюцинациях автора, который не может осознать окружающий мир, путаясь среди его видимых и слышимых проявлений.

😊 Впрочем, финал не трагичен, герой остается с надеждой на выздоровление, поэтому тут мы оставляем Фета с соплями в юной еще бороде и не будем мешать его поиску жены с приданным. К слову, достойная кандидатура появится только в 1857 году (Мария Боткина, богатая наследница купеческого рода, бывшая более здоровой, чем красивой).

 
 

Жанр, размер, рифма и тропы

✨ По жанру это лирическая фантазия с пейзажными зарисовками, где композиция состоит из трех пятистиший с размером трехстопного анапеста (трехсложная стопа, ударение на последний слог).

Рифмовка смешанная – перекрестная, кольцевая и смежная (ле́ни – мила́ – коле́ни – сире́ни – пчела́) с мелким помолом женских и мужских рифм.

✨ Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (чистое поле, одинокая жизнь, душистая сирень).
  2. ✔ Олицетворения (черемуха спит, слабеют колени, сердце ноет, с тоской расстанусь).
  3. ✔ Сравнение (точно уголь).
  4. ✔ Метафоры (сердце пышет, гвоздик сирени).

☝ В последней строфе поэт использует несколько восклицаний, с помощью них желая показать значимость и необходимость расставания с душевной хандрой и одиночеством.

Читает Виктория Саяпина

Развернуть