Сад в лунную ночь

Текст

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Развернуть

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

1877 год.


👀 На позднем этапе творчества Афанасий Фет все чаще возвращался в стихах к прошлому, все настойчивее в его произведениях звучали нотки ностальгии, была слышна горечь от потерянной любви. Не исключение стихотворение про сияющую лунную ночь, написанное Афанасием Афанасиевичем в 1877 году, в возрасте 57 лет.

Фет, луна и Лазич

☝ В этом произведении чувствуется очевидный отсыл к доминантной любви своей жизни – к Марии Лазич, дочери обедневшего помещика с сербскими корнями. Между Афанасием и Марией были настоящие глубокие чувства, но они не получили продолжения, так как вторая натура Фета-Шеншина – это практичность.

Возможно, хотя и маловероятно, что отношения с Марией вышли бы на уровень предложения стать женой, но девушка умерла трагичной смертью в 1851 году и все оставшуюся жизнь Афанасий корил себя за это, хотя и без проблем женился по расчету в 1857 году (Боткина).

Вот так вот большую любовь, правдами и неправдами, случаем и порядком, победила практичность, оставив после себя горькое послевкусие на всю жизнь.

💔 Не поступайте так, такие бы сладкие пряники взамен не предлагало бытие, иначе чашу раскаянья можно не успеть выпить в отведенный жизнью срок.

Разбор ностальгических строф

☝ В первой строфе мы видим поэтическую зарисовку лунной ночи, когда влюбленные наедине в гостиной и только луна и рояль являются свидетелями их любви.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Без подсказок и глубокого анализа междустрочия понятно, что влюбленные – это Фет и Лазич, последняя играет на рояле и поет для первого песни любви.

💕 Свидание под лунным покрывалом продолжается до утра, песня любви тянется нотами до зари и наполняет сердца пары любовной истомой.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной…

Лирическому герою в эти минуты не хочется ничего, кроме как любить и обнимать объект своего обожания, капая на её платье горючими слезами искренности.

☝ В третьем катрене мы видим, что созданный образ – это отражение прошлого, с тех пор жизнь покрылась паутиной лет, но голос любимой девушки, как и тогда, звучит в голове лирического героя. Только сейчас он понимает, что она и была настоящей любовью его жизни, она и есть вся его жизнь, несмотря на наличие жены, хозяйства и творчества.

Завершается стих признанием, что у героя произведения нет никаких обид на судьбу, его сердце не гложет великая мука (а надо было бы), но есть цель всего оставшегося срока существования – это вспоминать любимый образ и плакать над ним слезами любви.

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 

 
 
 

Пару слов от филолога

Стихотворение написано в жанре любовной лирики, переходящей в интимные строки, и имеет последовательное развитие композиции – от прорисовки лунной гостиной, через пенье любимой до своеобразной клятвы любить её всегда.

Произведение написано в размере шестистопного ямба и имеет перекрестную рифмовку (лежали – огней – дрожали – твоей), рифмы примерно поровну открытые (изнемогая – роняя) и закрытые (скучных – звучных).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (томительные и скучные лета, тишь ночная, звучные вздохи, жгучая мука, рыдающие звуки).
  2. ✔ Метафоры (луной был полон сад, сердца жгучая мука).
  3. ✔ Сравнение («струны дрожали, как сердца»).
  4. ✔ Олицетворения (лежали лучи, струны дрожали, сияла ночь).

Завершается стих восклицанием, которое подчеркивает истинность клятвы всегда любить девушку, несмотря на пробегающие мимо годы.

💕 Напоследок предлагаем ознакомиться с ещё одним стихотворением, посвященным Марии Лазич – это стих «Ты отстрадала, я ещё нет», написанный через год после произведения «Сияла ночь».

Слушаем стих онлайн

Развернуть