Читаем стих
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
Развернуть
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
1878 год.
💕 Это стихотворение, написанное Афанасием Фетом слезами вместо чернил в 1878 году, обращено к Марии Лазич, его бывшей (и нынешней?) любви, погибшей трагическим образом в 1851 году. Стих наполнен флюидами печали, он точно передает душевные страдания поэта, который в свое время не захотел, из меркантильных соображений, сделать девушке предложение.
История стихотворения
😢 Мария Лазич была дочерью обнищавшего помещика сербского происхождения, она была бесприданницей, что не помешало Фету иметь с ней любовный роман, но стало преградой на пути создания семьи.
☠ Смерть Лазич более чем трагична, девушка примеряла новое платье, то случайно загорелось и Мария получила сильнейшие ожоги. Она мучилась невыносимой мукой 4 дня и умерла в страданиях.
Через 6 лет после её смерти Фет женился на богатой невесте, Марии Боткиной, но боль о потери Лазич носил в себе до конца дней, посвятив девушке много искренних стихотворений.
Анализ по строфам
☝ В первом катрене мы видим обращение лирического героя (Фета) к Марии с констатацией своего страдания. Он вынужден теперь жить сомнениями, как могла бы сложиться судьба, если бы в свое время они поженились.
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать…
Чтобы полностью не загрызть себя, лирический герой устраняется от поиска истины, но это не всегда спасает раненное сердце.
☝ Во второй строфе автор в лице лирического героя вспоминает одно из свиданий с Марией, когда над ними властвовал рассвет чувств и природы, когда они говорили только на языке любви и глаза девушки блестели счастьем.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей…
Фет и Лазич смогли посмотреть во влюбленные глаза друг друга, но посмотрел ли Афанасий Афанасьевич в очи любимой, когда она умирала от боли?
☝ Финальный катрен есть подведение итогов стихотворения. В нём поэт (лирический герой) завидует безмолвию любимой, она больше не кричит от боли, а ему приходится нести ношу горести и сейчас. Единственное, что его утешает, это скорый визит в тот мир, где сейчас любимая, что станет их последней и вечной встречей.
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
Тропы, рифма и жанр
💕 Произведение написано в жанре любовной лирики с интимными нотками личного обращения к возлюбленной. Рифмовка классическая для Фета, перекрестная (страдаю – дышать – избегаю – понять), где в первом и втором катрене рифмы открытые и закрытые, в третьей строфе только открытые.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (ночные лучи, всевидящий май, родной отблеск).
- ✔ Метафоры (язык любви, отблеск очей, сомненьем суждено дышать).
- ✔ Инверсии (сомненьем мне суждено дышать, при отблеске родном).
Вторая и третья строфы завершаются восклицанием, что подчеркивает возбужденное эмоциональное состояние автора строк в момент их написания.
😢 Памяти Марины Лазич посвящено и стихотворение «Я тебе ничего не скажу», в котором Фет-Шеншин тайно обращается к своей жене, Боткиной, с завуалированной просьбой не расспрашивать его о грехах прошлого.