Художник Блока

Текст

В жаркое лето и в зиму метельную,
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,
Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную
Легкий, доселе не слышанный звон.

Вот он — возник. И с холодным вниманием
Жду, чтоб понять, закрепить и убить.
И перед зорким моим ожиданием
Тянет он еле приметную нить.

Развернуть

С моря ли вихрь? Или сирины райские
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблони майские
Снежный свой цвет? Или ангел летит?

Длятся часы, мировое несущие.
Ширятся звуки, движенье и свет.
Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого — нет.

И, наконец, у предела зачатия
Новой души, неизведанных сил, —
Душу сражает, как громом, проклятие:
Творческий разум осилил — убил.

И замыкаю я в клетку холодную
Легкую, добрую птицу свободную,
Птицу, хотевшую смерть унести,
Птицу, летевшую душу спасти.

Вот моя клетка — стальная, тяжелая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая,
Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду — и скучаю опять.

дек 1913 года


🎨 Поэт и художник, две близкие по духу творческие души, которые творят вечные шедевры с помощью Музы и Аполлона, принимая от них благосклонность в виде вдохновения. Кому как не пииту знать, что творится в душе живописца, чем он платит за талант и что кладёт взамен дара на плаху жизни?

В стихотворении «Художник» Александр Блок с помощью лирики пытается нам нарисовать образ художника, показывая мучительные моменты творчества и роль искусства в жизни других людей. Анализ строк поможет нам заглянуть в тему стихотворения, понять истоки его написания и ещё раз взвесить роль творческого человека.

Образ художника

❓ Каким показывает нам Блок художника в своём одноимённом произведении? Это человек, живущий в ожидании прихода вдохновения, которое не зависит от времени года и повода для написания картины. Это могут быть похороны или свадьба, краска может ложиться на холст летом или зимой – важен приход вдохновения.

Если художника посещает Аполлон, то он может передать слезы или улыбки, как живые, часто с полотен на нас смотрят более реальные люди, чем они были на самом деле, так как творец при работе смотрит в их души и оттуда выдергивает и передаёт кистью эмоции.

В жаркое лето и в зиму метельную,
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон.

Сакральная сторона творчества

📝 Как только приходит вдохновение художник для мира перестаёт существовать, он погружается в таинство живописи, смотрит далеко вперёд и отрывается от жалкого настоящего.

Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого — нет.

👼 Это по-настоящему сакральное действие, между холстом и живописцем образуется нить, внешнее разорвать её не может. Чтобы написать холст надо жить каждым её предметом, стать каждым живым существом, присутствующим на картине.

 
 

Плата за талант

😢 За этот дар надо платить нахождением в клетке – она тяжела, но необходима, как наркотик наркоману. Однажды испытав страсть вдохновения, ни художник, ни поэт не откажется от дара. Как можно быть свободным и ничем, когда ты временами находишься в клетке творческого дара, но превращается в Бога, творящего вечное?

И замыкаю я в клетку холодную
Легкую, добрую птицу свободную.

☝ Сравнивая художника с птицей, Блок показывает, каково это менять простор неба на прутья клетки, каково это смотреть в окно и видеть никчёмных людей, ждущих очередной песни, очередного прихода вдохновения и следующей картины.

В финале стихотворения к герою приходит состояние ожидания, когда руки опускаются и никакие блага мира не смогут заставить его взять в руки мольберт.

Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду — и скучаю опять.

Песни – это новые картины, они нравятся толпе, но художник морально измучен, скука овладевает им, и он не в состоянии сделать ни мазка.

☝ Стихотворение показывает нам роль искусства и рисует образ творческого человека, который ради часов наслаждения работой годами находится в состоянии муки ожидания вдохновения. Это плата за бессмертие, но каждый ли способен её внести?

Стих написан перекрёстной рифмовкой, автор использует большое количество глаголов и эпитетов:

  • ✔ Добрую птицу.
  • ✔ Легкий звон.
  • ✔ Жаркое лето и т д.

Присутствует инверсия (тянет он еле приметную нить) и есть несколько сравнений (клетка как золотая, проклятье как гром).


Читает Илья Носков

Развернуть