Текст
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Моё единое отечество —
Моя пустынная душа.
Развернуть
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблён в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг — до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
1903 год.
😡 Вызовом обществу от вознесшегося над ним поэта является стихотворение про ненависть к нему, написанное Бальмонтом в 1903 году и вошедшее в сборник «Только любовь» (самый тот сборник для данного произведения)). Стих является заветом Константина Дмитриевича никогда не любить массы, предпочитая им тонкие духовные ценности, и ценить случайности вопреки закономерности.
Фон стихотворения – Бальмонт в 1903 году
✨ 1903 год – это время славы Бальмонта, как поэта и бунтаря – он стал одним из народных героев, выйдя в 1901 году на студенческие протесты и не спрятав после их разгона голову в песок.
💥 Результат – реакция властей, как инструмента давления Николая Второго, и Константин Дмитриевич на 3 года лишается права проживать в крупных российских городах. В ответ он недолго мыкается по периферии и уезжает в Европу, откуда возвращается в обозначенном 1903 году, ещё до истечения запрета, и вскоре пишет «Я ненавижу…».
Краткий анализ трех катренов
☝ Первая строфа не дает ни толики объяснения ненависти, но четко прорисовывает её контур, где автор противопоставляет обществу свою пустынную душу.
Моё единое отечество —
Моя пустынная душа….
☝ Второй катрен начинает раскрывать карты, разбирая пирамиду человечества по кирпичикам-людям и выражая последним презрение из-за из скучности.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них…
😢 Скука – это убийца творчества, посему лирический герой и бежит в целом от толпы и в частности от людей, скрываясь в раковине своего таланта и выстреливая оттуда пули своего «Я».
☝ В последней строфе автор переходит от ненависти к любви, признаваясь, что торкает его горячее сердце, чем он готов и любит жить. Это случайность неожиданного поцелуя и напев строфы, где строчки вдруг сливаются в пении поэтических струн.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй…
😢 К сожалению, человечество не любит случайностей, оно предпочитает плавное течение закономерностей, правил и традиций, поэтому и скучно, поэтому и вызывает ненависть за счет своего серо-болотного цвета и вечного кваканья жаб вопреки пению Муз.
Размер, рифма и тропы
☝ Стихотворение написано ямбом, а роль лирического героя играет сам автор строк, передавая нам неблагозвучные, но искренние порывы своего горячего сердца.
Композиция состоит из трех катренов, каждый из которых несет свою мысль, а сюжетная линия развивается последовательно, без смысловых повторов.
✔ Рифмовка перекрестная (человечество – спеша – отечество – душа), где в первой строфе все рифмы открытые, а во втором и третьем катренах они сочетаются с закрытыми (них – стих).
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (единое отечество, пустынная душа, сладкая крайность).
- ✔ Метафора (внезапно взятый поцелуй).
- ✔ Гипербола (скучаю до чрезмерности).
- ✔ Олицетворение (пенье струй).
👼 Бальмонт в своем творчестве, кроме раннего этапа, часто использовал пафос и ставил себя выше других, на что, отчасти, имел право за счет своего таланта. Это относилось и к обычным людям, и к своим коллегам по поэтическому цеху, чему примером стих «Я – изысканность русской медлительной речи» (1903 год), где Константин Дмитриевич признает заслуги поэтов прошлого, но ставит себя выше, так как именно он нашел новый изысканный стиль поэзии.