Ленинград во время войны

Текст (2 части)

1

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

Развернуть

2

Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.


💥 Находясь в эвакуации в Ташкенте, Анна Ахматова сердцем вместе с блокадными ленинградцами, ведь этот город для неё ближе вытянутой руки, даже под палящим узбекским солнцем. Находит отражение переживание за Питер, и его осаждённых жителей, и в стихах поэтессы.

Стихотворение-плач «Памяти Вали» написано в 1942 году и вышло в сборнике «Родной Ленинград» под оригинальным названием «Памяти мальчика, погибшего при бомбежке Ленинграда».

История стихотворения

До войны Ахматова жила на Фонтанном в одном доме со Смирновыми, у которых были дети – два мальчика Вова и Валя (Валентин). Последний и умер от голода во время блокады Ленинграда фашистами, ему и посвящено стихотворение.

Ахматова в этом стихе пытается показать особую уязвимость детей во время войн и вооруженных конфликтов, перед лицом которых они особенно беззащитны.

Перенося мысль в наше время, дети и сегодня становятся заложниками власти, только раньше угрозу им создавал фашизм, а сейчас собственный президент, который готов платить дорого за мифический русский мир, в том числе и жизнями детей.

Разбор текста

Стих «Памяти Вали» состоит из двух частей – в первой показан трагизм детей в блокадном городе, где они вынуждены прятаться по щелям (специальный окоп, в который прячутся при бомбежке). Во второй части произведения Ахматова обращается непосредственно к умершему ребенку, как бы извиняясь перед ним за собственное бессилие.

Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.

😢 Героиня обращается к мальчику, объясняя ему, что она сейчас далеко хотя сердце её рядом, сердце не предаст никогда. Она просит мальчика Валю принести ей, как прошлой весной, зеленых травинок или студеной невской воды, которой она с заботой матери обмоет от крови его головку (.

И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

Вот так вот... умирая простой русский мальчик думал не об игре Word Of The Tanks, а о куске хлеба, который был в блокадном Ленинграде синонимом жизни. Подумайте…

 
 

Анализ троп и рифмовки

☝ Стихотворение состоит из двух частей, первая имеет классическую перекрестную рифмовку (вырыты – огни – сироты – мои), во второй части рифмовка сложная комбинированная (A – C, С – D, B – E или открою – горою, горою – зноем, всегда – никогда).

✔ Инверсии – «щели в саду вырыты», «хлеба ты у меня не просил».

✔ Метафора – «Я теперь за высокой горою».

✔ Эпитеты:

  1. Питерские сироты.
  2. Детский голосок.
  3. Высокая гора.
  4. Травинки зеленые.
  5. Студеная вода.
  6. Золотистая головка.

Стихотворение показывает незащищенность детей перед лицом войны и двойную ответственность тех, кто её развязывает в угоду своим царским желаниям завоевателя.

☝ Рекомендуем также стих Ахматовой «Мужество», который также посвящен военной тематике и тоже написан в Ташкенте в 1942 году.


Читает С Панёвкина (лицей №6)

Развернуть