Текст
В том доме было очень страшно жить,
И ни камина свет патриархальный,
Ни колыбелька моего ребенка,
Ни то, что оба молоды мы были
И замыслов исполнены,
Не уменьшало это чувство страха.
И я над ним смеяться научилась
Развернуть
И оставляла капельку вина
И крошки хлеба для того, кто ночью
Собакою царапался у двери
Иль в низкое заглядывал окошко,
В то время, как мы, замолчав, старались
Не видеть, что творится в зазеркалье,
Под чьими тяжеленными шагами
Стонали темной лестницы ступени,
Как о пощаде жалостно моля.
И говорил ты, странно улыбаясь:
"Кого они по лестнице несут?"
Теперь ты там, где знают все, скажи:
Что в этом доме жило кроме нас?
1921 год.
✨ Предлагаем ещё раз окунуться в мистику от Анны Ахматовой, перечитав в сотый раз её стихотворение о страшном доме из цикла "Северные элегии". В стихах к нам вернётся домовой, для которого мы оставляли капельку вина и крошку хлеба, мы снова увидим, как кто-то заглядывает к нам в окошко и скрипит по ночам ступенями в доме.
Безобидный домовой
☝ В строках Анна Андреевна возвращается в то время, когда ещё не было разрыва с Гумилёвым, когда они жили в старом доме и каждую минуту слышали в колыбельке дыхание своего ребёнка. Они были молоды и новые идеи роились в голове – Николай мечтал о путешествиях, Анна о творчестве.
Буря революции ещё не выносила стекла и не выключала свет, ещё принято было ходить в церковь, ещё нормальным считалось строить планы.
Однако дурное предчувствие, страх, приходили уже тогда, как предвестник будущих испытаний, но молодость пока побеждала, и они научились над страхом смеяться. Ахматова трансформировала страхи в образ домового, которого можно было «умаслить»:
И оставляла капельку вина
И крошки хлеба для того, кто ночью
Собакою царапался у двери.
Смертельное настоящее
☠ К сожалению, настоящая жизнь оказалась более суровой, чем безобидный домовой, который лишь заглядывал в низкое окошко и:
Собакою царапался у двери.
😢 Жизнь скоро начнёт бить нещадно, ей мало пугать стонами ступеней – она стреляет наповал прямо в сердце и прерывает жизнь поэта в миг или налаживает вето на публикации, что является ещё одной смертью для творческой души.
Больно бьёт концовка, в которой Ахматова обращается к своему бывшему и уже расстрелянному (в этом же, 1921 году) мужу, Николаю Гумилёву. Ответил ли он ей, что жило в доме кроме них вопрос, на который поэтесса не дала ответов.
Скорее всего, в том доме жила ещё и надежда, которая после оказалась распятой на штыках революции и умерла, оставив нам только стихи Анны и Николая.
Анализ технический
☝ Стихотворение имеет линейную композицию, в которой события развиваются последовательно и приводят к финалу.
Из средств выразительности отметим сравнение «собакою царапался у двери» и олицетворение «стонали темной лестницы ступени». Также Ахматова использует эпитеты, которые помогают наделить предметы и явления нужными свойствами:
- ✔ Свет патриархальный.
- ✔ Низкое окошко.
- ✔ Тяжеленные шаги.
- ✔ Темная лестница.
✨ Мистический стих великой поэтессы, где нарисована поэтическая картина былого счастья с мужем, Николаем Гумилевым, расстрелянным после революции большевиками (теперь ты там, где знают всё).
- Эпитеты - страшно, патриархальный, тяжеленные и т д.
- Анафора - Ни колыбелька... - Ни то...
- Сравнение - собакою царапался.
- Олицетворение - стонали ступени.