Мандельштам в 20-е годы XX века

Оригинал стиха

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами,
Дрожит вокзал от пенья Аонид,
И снова, паровозными свистками
Разорванный, скрипичный воздух слит.

Развернуть

Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.
Железный мир опять заворожен.
На звучный пир в элизиум туманный
Торжественно уносится вагон:
Павлиний крик и рокот фортепьянный.
Я опоздал. Мне страшно. Это — сон.

И я вхожу в стеклянный лес вокзала,
Скрипичный строй в смятеньи и слезах.
Ночного хора дикое начало
И запах роз в гниющих парниках —
Где под стеклянным небом ночевала
Родная тень в кочующих толпах...

И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит.
В стеклянные я упираюсь сени.
Горячий пар зрачки смычков слепит.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!

1921 год.


😢 Стихотворение про "вокзальный концерт" написано Осипом Мандельштамом в конце лета 1921 года, когда поэту 30, а впереди ещё 17 лет поэзии, любви и мучений. Стих является прощание с эпохой, которая больше никогда не вернется, сохранив свой образ только в памяти современников.

История написания «вокзала»

С великой вероятностью в произведении описывается «концерт» на Царскосельком вокзале, ибо он был особенно дорог Мандельштаму.

Только ли с эпохой прощается в стихотворении Осип Эмильевич или есть в строках что-то потаенное, скрытое? Нет, есть в строфах и кое-что личное.

✔ Во-первых, именно на Царскосельском вокзале умер друг Осипа поэт Анненский.

✔ Во-вторых, в августе 1921 года умирает А Блок, что вызвало шок у всего поэтического, и не только, мира России.

✔ В-третьих, в августе 1921 года расстрелян Гумилев – близкий друг Мандельштама.

Со всеми ними и прощается автор – с эпохой и с тремя поэтами, без которых литературная ниша России заметно оскудела, а сердце Осипа получило кровавые раны.

Краткий анализ

☝ В первом шестистишии автор прорисовывает нам образ вокзала, в котором спертый воздух смешан с червеобразной толпой пассажиров.

Нельзя дышать, и твердь кишит червями…

Вместе с тем Мандельштам слышит над сумраком вокзала пение Аонид (титанические музы Аонии), которое смешано с паровозными свистками, образуя концертную какофонию, где только мэтр может отделить зерна от плевел.

☝ Во второй строфе образ вокзала продолжает прирастать мистическими и где-то фантасмагорическими описаниями. Стекло вокзального шара контрастирует с простором парка у его ног, парка, который словно бы питает железо рельс и перрона живительной силой.   

Вагоны продолжают уноситься из жерла, словно убегая из железной пасти, а рокот и павлиний крик смешиваются в единую минорную ноту. Лирического героя это страшит, у него появляется чувство опоздания (при потере близких всегда кажется, что ты не успел им сказать что-то важное, в чем-то опоздал) и он вуалирует страх сном.

Я опоздал. Мне страшно. Это — сон…

☝ В следующем шестистиши "Концента на вокзале" и герой-таки входит в стеклянный лес, принося себя в жертву дикого хора и аромата, гниющих в парниках роз.

Ночного хора дикое начало
И запах роз в гниющих парниках…

☠ Финальная строфа начинается с мистерии героя, которому мнится, что мир вокзального железа задрожал под гнетом пены и музыки. Он упирается в сени из стекла и застывает в шаге от микста горячего пара паровозов и мистической музыки вокзальных смычков.

Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!

😢 Последние две строки задают ушедший эпохе и друзьям риторический вопрос – куда они ушли из этого мира стекла и паровозов, после чего герой провожает дорогих людей в последний путь звуками минорной музыки вокзала.

 
 

Жанр, композиция, рифма, тропы

☝ Стих написан в жанре философской лирики с мистической примесью, где легко рассмотреть приемы акмеизма.

Композиция развивается линейно, а строки связаны между собой перекрестной рифмовкой (червями – говорит – нами – Аонид – свистками – слит). Во втором шестистишии все рифмы закрытые, в остальных строфах они чередуются с открытыми.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (паровозные свистки, огромный парк, горячий пар, гниющие парники, милая тень).
  2. ✔ Метафоры (скрипичный воздух слит, зрачки смычков, железный мир, стеклянный лес вокзала)
  3. ✔ Олицетворения (дрожит вокзал, скрипичный строй в слезах, родная тень).
  4. ✔ Инверсии (шар стеклянный, элизиум туманный, рокот фортепьянный).

😢 Сколько бы Осип Мандельштам не писал, что наука расставания им изучена (стих Tristia), терять близких людей всё равно больно и больно втройне, когда эти потери происходят на фоне шока от навсегда утраченной былой России.

Читает Ольга Ле

Развернуть