Константин Бальмонт в поисках себя

Оригинал текста

Георгу Бахману

Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем луны.
Я жить не хочу настоящим,
Я внимаю намекам струны,
Цветам и деревьям шумящим
И легендам приморской волны.

Развернуть

Желаньем томясь несказанным,
Я в неясном грядущем живу,
Вздыхаю в рассвете туманном
И с вечернею тучкой плыву.
И часто в восторге нежданном
Поцелуем тревожу листву.
Я в бегстве живу неустанном,
В ненасытной тревоге живу.

1895 год.


✨ Ярким примером использования символизма в поэзии является стих «Ветер», написанный Бальмонтом в 1895 году и позже вошедшим в сборник «Будем как солнце» (1903 год). Стихотворение написано от первого лица, сравнивает жизнь лирического героя (автора строк) с ветром и посвящено другу Константина Дмитриевича – Георгу Бахману.

Бальмонт в 1895 году

👼 В 1895 году работоспособность Бальмонта выходит на пик, он чувствует, что приближается слава, но для её достижения надо ещё приложить немало усилий. Вышедший в 1894 году сборник «В безбрежности» не находит много положительной критики, но Дмитрий Константинович чувствует, что нашел себя – он много пишет, читает и изучает новые для себя языки.

Вот как сам поэт отзывается о своем творчестве середины 90-х годов XIX века:

«✔ …Я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые».

☝ Бальмонт не просто много пишет, но и ищет свою подачу материала, свой стиль, свое звучание и именно на этом отрезке творчества находит их, отсюда и появляется уверенность в скорой славе.

Человек и ветер

☝ Слово «ветер» вообще ни разу не встречается в стихотворении, Бальмонт просто сравнивает себя с ним с помощью символизма, выстраивая нить аллегории и наделяя свой творческий путь свойствами ветров.

Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны…

💥 Характер бунтаря проявляется у Бальмонта, даже в мелочах, он не может сидеть на месте, не умеет отдыхать – ему нужен ветер в лицо и бег к великим целям. Скупое на событие настоящее Константин Дмитриевич, не глядя, меняет на беспокойство сна, а негу тихого отдыха выбрасывает из жизни, чтобы освободить место судорожному, но яркому будущему.

Желаньем томясь несказанным,
Я в неясном грядущем живу…

Более того, автор отрывается от настоящего, чтобы жить в будущем, отдает предпочтение мечтам и иллюзиям, пусть их контуры и размыты по линии горизонта.

Повествование ведется от имени лирического героя – ветра, свойства которого так близки Бальмонту, что и сливает их в единый образ.

☝ Во второй строфе мы видим стремление жить будущем, томясь от несказанных желаний и плыть рядом с тучкой по вечернему небу. Как ветер тревожит поцелуем листву, так и автор строк желает касаться губами девичьих уст, как ветра плывут по небу с тучками, так и Бальмонт хочет всегда быть в окружении девичьей красоты.

Я в бегстве живу неустанном,
В ненасытной тревоге живу.

👀 Завершается стих ещё одним сравнением свойств ветра и человека – они оба живут только в движении, оба полны ненасытной тревоги, которая не дает остановиться и открывает ветру новые горизонты для бурь, а человеку простор для творчества.

 
 

Жанр, тема, рифма и тропы

☝ Стихотворение написано ямбом от первого лица в жанре философской лирики и имеет перекрестную рифмовку (сны – палящим – луны – настоящим), где есть закрытые и открытые рифмы.

Основная тема стиха – это сравнение ветра и человека, живущих только в движении, только оно дает им право на существование.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (рассвет туманный, вечерняя тучка, солнечный блеск, восторг нежданный).
  2. ✔ Олицетворения (беспокойные сны, ненасытная тревога).
  3. ✔ Метафоры (в бегстве живу неустанном, под мокрым мерцаньем луны, легенды приморской волны).
  4. ✔ Инверсии (блеск палящий, деревья шумящие, рассвет туманный, восторг нежданный).

☀️ Бальмонт всегда в своем творчестве призывал не стоять на месте и двигаться вперед, ведь только движение дает новые ориентиры, трансформирует мечты в достижения. Главное верно выбрать цель и идти к ней – это хорошо просматривается в философской лирике «Будем как солнце», где светило обозначено, как синоним молодости и неизменная точка стремления. Рекомендуем перечитать этот стих, датированный 1903 годом, ибо он откроет дверцы к более детальному пониманию творчества Константина Бальмонта.

Читает Сергей Подвальный

Развернуть