Оригинал текста
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Развернуть
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
1894 год.
✨ Этапы своего восхождения на вершину творчества описывает Константин Бальмонт в этом философском стихотворении, написанном в 1894 году. Стих содержит элементы символизма, состоит из пяти катренов и входит в сборник «В безбрежности», первое издание которого опубликовано в 1895 году.
Восхождение на Олимп поэтов
💕 В 1894 году слава только начинала открывать свои сладкие уста для поцелуя в десны Бальмонта, однако контакта ещё не было, до близости дело не доходило. Константин Дмитриевич пишет в этот период много и с вызовом, его работоспособность поражает, а преданность поэзии впечатляет, но далеко не всегда эти потуги приводят к успеху.
Сам поэт так писал про творчество начала и середины 90-х годов:
«…✔ Я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые» …
Шаги к вершине славы были уверенные, но в 1894 году Бальмонт находился ещё на склоне горы признания и до разряженного воздуха её пика оставалось 4 года.
Краткий анализ
☝ С помощью символизма автор передает образы своего восхождения уже в первом катрене, где башня символизирует вершину славы, а дрожащие ступени шаги наверх.
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня…
✨ Чем выше поднимался поэт, тем более четкими виделись очертанья вдали, с высоты Бальмонт начинал по-другому видеть мир. Он уже был оторван творчеством от земли, но ещё не вознесся на небо, где не правят, а служат музы и слышны восторженные аплодисменты снизу.
Это место на склоне восхождения, на восходящих ступенях башни, уже позволяло видеть ночь внизу, у подножья горы, но светило-маяк наверху ещё оставалось далеко и горело недостижимым огнем.
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
👀 Завершается произведение признанием, что лирический герой (он же автор строк) уже знает, как ловить уходящие тени прошлого (сделал вывод над ошибками), но под ногами еще много дрожащих ступеней наверх и всех их надо преодолеть, чтобы покорить вершину…
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня…
☝ С помощью символизма Бальмонт четко показал свое движение наверх к лучам славы, используя для этого башню-гору и дрожащие ступени, как вехи творчества.
Жанр, композиция, тема и рифма
✨ Стихотворение написано в жанре философской исповеди, имеет кольцевую композицию (начинается и заканчивается стих дрожащими под ногами ступенями восхождения на вершину) и перекрестную рифмовку (тени – дня – ступени – меня) с открытыми и закрытыми рифмами.
☝ Основная тема стиха – это восхождение поэта на башню славы, для чего необходимо преодолеть много дрожащих и готовых рухнуть в небытие ступеней.
Художественные средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (огневое светило, дневное светило, потускневший день).
- ✔ Олицетворения (дрожали ступени, дремлющие горы, выси ласкали).
- ✔ Метафоры (я мечтою ловил тени, отуманенный взор).
💕 О поиске смысла жизни и творчестве в конце XIX и начале XX века Бальмонт писал ни раз – для примера, обратите внимание на стих «Я в этот мир пришел», написанный в 1903 году. В нём поэт повествованием от первого лица показывает цели своего бытия, где уж если петь, то петь о Солнце – не меньше.