Ранняя пейзажная лирика Тютчева

Текст

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музы́ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

1835 год.


🌜Описанию красот ночи и извечным вопросам мироздания посвящено стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый», написанное Федором Тютчевым на раннем этапе творчества, в 1835 году. Стих описывает ночную негу весеннего сада, когда глаза проигрывают сердцу, когда душа больше разума и обретает неведомые крылья.

Пейзажная философия Тютчева

👀 Федор Иванович пытался не просто видеть красоту природы, но и находить в ней глубокие философские корни, отыскивать на границе хаоса кристаллы изумруда, подаренного миру Богом.

В понимании поэта ночь – это время торжества прекрасного, но оно показывается нам не с яркой солнечной стороны, а преподносится на серебряном блюде луны, в лучах светящейся паутины.

✨ В данном стихотворении Тютчев показывает нам частичку Вселенной с её бесконечностью и хаосом вечного движения в образе спящего сада, окутанного ночью в темно-зеленые одежды и прибранного патиной серебра.

На момент написания строк Федор Иванович несет дипломатическую службы в Мюнхене, но не теряет связи с Родиной, умея передавать образы, отложенные в его глубокой памяти.

Краткий анализ

☝ В первом катрене мы видим сладость сна темно-зеленого сада, который тешится в неге голубой ночи, убелен цветом яблонь и позолочен луной.

Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

☝ Во второй строфе улетаем с автором в небесную синь, где сонм звезд горит, как в первый день рождения Вселенной. На этом фоне отчетливей слышны земные звуки – «бормочет» в скважине ледяной ключ, дальняя музы́ка заливается где-то тонкостью нот…

Музы́ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...

Мир спит, как и положено ему испокон века, и только странный гул проносится над спящей землей, над садами и лесами, над всем земным подлунием…

☝ В финальном катрене автор пытается разгадать источник этого гула – может это смертные думы вырвались на волю из спящих тел и теперь роятся в ночном хаосе?

Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

Ответьте на этот вопрос сами, может быть, вы знаете иной источник этого странного гула, носящегося над землей сонными ночами…

 
 

Размер, жанр, рифма и тропы

✨ Стихотворение написано в размере пятистопного ямба и относится к миксту пейзажной и философской лирики.

Строки четырех авторских катренов связаны между собой перекрестной рифмовкой (темно-зеленый – голубой – убеленный – золотой) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (сад темно-зеленый, ночь голубая, звездный сонм, соседний ключ, еженощный гул, мир бестелесный).
  2. ✔ Метафоры (сладко светит месяц золотой, объятый негой ночи, в небе звездный сонм горит, на мир дневной спустилася завеса).
  3. ✔ Олицетворения (сад дремлет, ключ говорит, проснулся гул, труд уснул, спящий град).
  4. ✔ Инверсии (сад темно-зеленый, ночь голубая, месяц золотой, сонм горит, хаос ночной).

Отметим также несколько восклицаний в первом катрене и пару риторических вопросов в последней строфе.

💕 Ещё одно переплетение пейзажной лирики и философии мы видим в стихотворении «Под дыханьем непогоды», написанным в 1850 году после совместного с Еленой Денисьевой и старшей дочерью посещения Валаамского монастыря. Где-то в то время рождалась великая любовь и умирало подобострастие к общественным нормам и правилам…

Слушаем стихотворение