Полный текст
Стоим мы слепо пред Судьбою,
Не нам сорвать с нее покров…
Я не свое тебе открою,
Но бред пророческий духов…
Развернуть
Еще нам далеко до цели,
Гроза ревет, гроза растет, —
И вот — в железной колыбели,
В громах родится Новый год…
Черты его ужасно-строги,
Кровь на руках и на челе…
Но не одни войны тревоги
Несет он миру на земле!
Не просто будет он воитель,
Не исполнитель Божьих кар, —
Он совершит, как поздний мститель,
Давно обдуманный удар…
Для битв он послан и расправы,
С собой несет он два меча:
Один — сражений меч кровавый,
Другой — секиру палача.
Но для кого?.. Одна ли выя,
Народ ли целый обречен?..
Слова неясны роковые,
И смутен замогильный сон…
1854 год.
🌲 Стихотворение с явным намеком на завещание «На новый 1855 год» написано Федором Тютчевым в далеком 1854 году и является горьким пророчеством России в канун Рождественских праздников. Стих строг, как настоятель монастыря, и глубок, как колодец в оазисе, но иногда надо читать и такую поэзию, ведь она заставляет думать.
Пророческий бред духов
👀 В первом катрене Тютчев, как бы, снимает с себя ответственность за тяжесть пророчества, перекладывая его на духов, и даже называя бредом.
Я не свое тебе открою,
Но бред пророческий духов…
Ладно, пусть так, суть важнее, а она действительно тяжела, как крышка гроба…
👼 Вторая строфа показывает рождение Нового года, когда по его железной колыбели (у всякого новорожденного должна быть колыбель) стучит гром, не предвещающий ничего хорошего.
Черты его ужасно-строги,
Кровь на руках и на челе…
😢 Вот черты младенца – ужас и кровь застыли на челе и руках новорожденного. Каков же будет отрок, если младенец таков?
Впрочем, Тютчев или пророческий дух, далее ведают, что новый год несет в себе не только войны. Он есть кара небесная, которая пришла судить и готова нанести обдуманный свыше удар.
Он совершит, как поздний мститель,
Давно обдуманный удар…
💥 В одной руке младенца меч войны, в другой секира палача, пришедшего для исполнения приговора.
В последней строфе автор задается вопросом, будет ли судима одна шея или весь народ? Виновен ли в крови только тот, кто к ней призвал или ответить должен и тот, кто склонил голову для исполнения преступного приказа?
Слова неясны роковые,
И смутен замогильный сон…
❓ Четкого ответа в 1855 году нет, а есть ли он сегодня? Виновен ли сейчас в грехах страны один царь или пришло время наказания для всего народа, подвывающего замогильным воем боевому кличу с красных трибун?
Жанр, композиция, тема и тропы
📝 Стих написан в жанре философской лирики, обильно приправленной модным во времена Тютчева спиритизмом.
Тема произведения – пророчество бед России, но ещё неизвестно, кто должен ответить за руки в крови – царь или весь народ.
Композиция развивается последовательно – от рождения нового года под гром железной колыбели, до вопроса, кто понесет наказание за грехи.
Рифмовка перекрестная (судьбо́ю – покро́в – откро́ю – духо́в) с женской и мужской рифмой.
✨ Наиболее яркие средства выразительности:
- ✔ Эпитеты (черты ужасно-строги, поздний мститель, обдуманный удар, слова роковые, замогильный сон).
- ✔ Метафоры (сорвать с Судьбы покров, железная колыбель, в громах родится).
- ✔ Инверсии (бред пророческий, меч кровавый).
- ✔ Олицетворения (ревет гроза, новый год несет, новый год воитель).
☝ Обратим также внимание на анафору (Не просто – Не исполнитель), восклицание и риторический вопрос (Для кого? – Для виновного!), которые в совокупности делают строки более выразительными.