Человек с книгой у камина

Полный текст

Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Не нахожу.

Развернуть

Былое было ли когда?
Что ныне — будет ли всегда?..
Оно пройдет —
Пройдет оно, как все прошло,
И канет в темное жерло
За годом год.

За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек,
Сей злак земной!..
Он быстро, быстро вянет — так,
Но с новым летом новый злак
И лист иной.

И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…
Но ты, мой бедный, бедный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!

Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской,
То знает Бог!..
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней
Последний вздох.

1835 год.


🤔 Стихотворение-исповедь «Сижу задумчив и один» написано Федором Тютчевым в 1835 году, когда перспективному дипломату и известному поэту всего 32 года, но в нём уже живет грусть, он уже задумывается глубокими мыслями мироустройства.

Стих показывает момент одиночества автора, когда он с грустью смотрит на затухающий камин и думает тяжкие думы о месте человека под лунным лучом.

👼 Справедливости ради, отметим, что в 1835 году Тютчев женат, имея от жены Элеоноры трёх дочерей, и совсем не одинок в мире людей. Однако это не мешает Федору Ивановичу находить минуты уединения, когда никто не мешает погрузиться мыслями в глубины осознания бытия.

Шелест мыслей у камина

💕 В первой строфе автор грустит о былом, возможно, он вспоминает свою первую любовь Амалию Лерхенфельд, вышедшую замуж не по любви и разбившую сердце юноше Федору.

С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Не нахожу…

😢 На этом фоне появляются мысли о неизбежности превращения настоящего в прошлое и быстротечности человеческой жизни. Тютчев сравнивает человека со злаком, который сегодня в цвету, а завтра завял, чтобы уйти в землю и укрепить корни завтрашних растений.

Он быстро, быстро вянет — так,
Но с новым летом новый злак
И лист иной…

Тут появляется немножечко позитива, ведь что грустить, если завтра земля снова расцветет новыми злаками, увядшие розы сменят новые бутоны, а вместо состарившихся людей будут резвиться дети.

💖 Финал стиха убеждает в том, что строки-таки посвящены первой жене, которая подобна розе и сорвана его рукой. Да, ей предстоит отцвести ранее срока, испив горькую чашу судьбы (получит тяжелую психологическую травму от кораблекрушения и не сможет его пережить, умерев в 1838 году), но пока Тютчев её садовник.

Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней
Последний вздох…

🌹 Поэт сравнивает Элеонору с розой и просит её остаться на его груди, покуда из неё не выйдет последний вздох. Она останется до смерти, но не пройдет и года, как Тютчев снова женится, не найдя никакого смысла в холостой жизни). Пусть и с розой на груди…

🤔 В целом стихотворение показывает нам не по годам мудрого Тютчева, который в свои 32 года не только любвеобилен, но и задумывается над смыслом жизни, ища ответы на невозможные вопросы.

 
 

Жанр, размер, композиция и тропы

📝 Произведение написано в редком размере чётностопного ямба, имея двухсложную стопу с ударением на втором слоге.

Жанр – смесь философской и любовной лирики, где мысли автора о любимой заставляют его задуматься о быстротечности жизни.

Композиция состоит из пяти секстин (строфа из шести строк) и имеет линейную структуру с выраженным финалом в виде обещания вечной любви (не верьте мужчинам).

☝ Рифмовка смешанная – смежная и кольцевая (оди́н – ками́н – гляжу́ – было́м – мое́м – нахожу́) с женскими и мужскими рифмами.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (потухающий камин, последний вздох).
  2. ✔ Метафоры (темное жерло, злак земной, бедный цвет).
  3. ✔ Олицетворение (не замер вздох).

☝ Также отметим анафору (И снова будет всё – И снова розы будут…) и инверсию (лист иной), которые придают строкам мелодичность и усиливают их художественную выразительность.

Современное изложение стиха

Развернуть