Могила Игоря Северянина (Лотарева)

Оригинал текста

Меня положат в гроб фарфоровый
На ткань снежинок яблоновых,
И похоронят (...как Суворова...)
Меня, новейшего из новых.

Развернуть

Не повезут поэта лошади -
Век даст мотор для катафалка.
На гроб букеты вы положите:
Мимоза, лилия, фиалка.

Под искры музыки оркестровой,
Под вздох изнеженной малины -
Она, кого я так приветствовал,
Протрелит полонез Филины.

Всем будет весело и солнечно,
Осветит лица милосердье...
И светозарно, ореолочно
Согреет всех мое бессмертье!

1910 год.


☠ Стихотворение, созданное Северяниным в 1910 году, есть смакование поэтом собственных похорон на фоне достигнутой славы, когда процессия величественна и ей в такт плачут народные волны. Стих относится к ранней лирике Игоря Васильевича, когда он еще не обрел славы, но уже шел к ней семимильными шагами.

Рождение эгофутуриста

На момент написания стихотворения Лотареву 23 года, и он только недавно начал подписываться псевдонимом Северянин, публикуя тематические брошюры, чаще по теме «Морская война» (Игорь провел часть детства в Порт-Артуре, отсюда и отпечаток).

Внутри поэта вызревает эгофутуризм, датой его появления считают брошюру «Пролог эго-футуризма», но это будет только в следующем, 1911 году.

✨ К рождению строк стиха о собственных похоронах Северянина подтолкнул страх смерти, точнее не самой смерти, а небытия после неё, когда поплакали и разошлись, а после тебя ничего не осталось. В произведении автор мнит себя великим и оставляет миру после кончины большое наследие, за что его похороны превращаются в торжественную церемонию государственного уровня.

Краткий анализ катренов

☝ С первых строк произведения автор показывает пышность похорон, что превозносит покойника, делая его чуть ли не национальным достоянием.

Меня положат в гроб фарфоровый
На ткань снежинок яблоновых…

👼 Лотарев-Северянин сравнивает свои похороны с погребением Суворова – он, поэт, создал новый стиль в русской поэзии и достоин за это высших почестей.

✔ Катафалк будут вести на авто, а гроб непременно украсят дорогими цветами, так как продукт цветоводства подешевле просто оскорбит память поэта-футуриста.

Не повезут поэта лошади -
Век даст мотор для катафалка…

На похоронах обязательно будет и таинственная возлюбленная, которая исполнит в слезах полонез Филины, прощаясь с поэтом, без которого земля русская оскудела, а дети осиротели).

😢 В финале автор подчеркивает, что это будет не траурная процессия в её прямом понимании, так как умерло тело, но поэт жив в своих стихах, а значит бессмертен. Его бессмертие будет царить над головами людей, как ореол, согреет их милостью сияния и наградит великим разумом, оставленным поэтом на пороге могилы.

И светозарно, ореолочно
Согреет всех мое бессмертье!

Это стихотворение есть шаг к славе, которая не смогла сохранить тело пиита, но оставила после его смерти великое наследие, которое с определенной толикой отступления и можно называть бессмертием.

 
 

Жанр, рифма, тропы и композиция

☝ Стихотворение относится к жанру философской лирики с легким налетом автопортрета, где композиция состоит из четырех катренов и развивается линейно, не имея сюжетных повторов и окольцовки.

Рифмовка перекрестная (фарфоровый – яблоновых – Суворова – новых), во второй и четвертой строфах все рифмы открытые, а в первом и третьем катрене они сочетаются с закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (гроб фарфоровый, снежинки яблоновые, музыка оркестровая).
  2. ✔ Олицетворения (вздох изнеженной малины, согреет бессмертие, век даст, осветит лица милосердие).
  3. ✔ Метафора (ткань снежинок яблоновых).
  4. ✔ Инверсии (гроб фарфоровый, снежинки яблоновые, музыка оркестровая, согреет бессмертие).

☝ Отметим также обязательные для Северянина неологизмы (протрелит, яблоновые), катахрезу «искры музыки» и восклицание в финале, с помощью которого автор подчеркивает значимость последних строк, делает акцент на бессмертии поэта.

✨ Вот так вот, с помощью микста таланта и эпатажа, Северянин всходил на Олимп русских поэтов. Свой творческий путь он после хорошо объяснил в стихотворении «Двусмысленная слава», написанном в 1918 году и обращенном к критикам и тем, кто сомневается в высоте его полета.

Читает Вениамин Смехов

Развернуть