Текст (полный)
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Развернуть
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?
Видно, видел он дальние страны,
Сон другой и цветущей поры,
Золотые пески Афганистана
И стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю —
Сам немалый прошел там путь.
Только ближе к родимому краю
Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
Мир тебе — полевая солома,
Мир тебе — деревянный дом!
1923 год.
📝 В 1923 году Есенин написал целый цикл стихов, посвященных малой Родине, селу Константиново. На такую продуктивность поэта натолкнули два за год визита в Рязанскую губернию, впрочем, и без них любовь к родным местам не остывала в душе Сергея Александровича.
Одно из «константиновских» стихотворений, про знакомую сельскую улицу, написано после очередного визита к истокам и сегодня подлежит разбору. В нём чувствуется теплота к малой Родине, настоящая теплота, а не вычурный патриотизм, когда тебя убеждают, что хорошо умереть за завоевание Мариуполя или дворец Путина в Геленджике.
На каком фоне пишутся строки
☝ Что происходило с Есениным в 1923 году, чем жил поэт между двух визитов в Константиново? На личном фронте большие перемены, Айседора Дункан остается в прошлом, а на первые роли театра любви выдвигается актриса Августа Миклашевская. Сергей пытается тормознуть с привычным образом жизни (кабаки), но получается это когда как. На этом фоне визиты в Константиново явная отдушина и возможность перевести дух.
Разбор сюжета
В первой строфе лирический герой, за маской которого видны золотые кудри, словно бы, стоит на родной улице и узнает места своего детства.
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Вторая и третья строфы отданы на откуп мини-исповеди автора, который признается, что родительский дом он не забывал никогда.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
Била ли его буря жизни или волны выносила пеной на гребень – Есенин всегда помнил свои корни и не собирается от них отрекаться, даже в модном костюме денди.
👀 Герой и сейчас, где бы он не находился, помнит, как выглядит сад из окна его дома детства, как горячи, нагретые солнцем за день морщинистые бревна хаты и как они делятся этим теплом с детскими ладошками Сергея.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь.
😢 Специально или интуитивно, Сергей сравнивает бревна дома с руками матери – они теплые и морщинистые, они защищают и навсегда сохранились в памяти, где бы не носила судьба поэта – и в песках Афганистана и в Бухаре.
В финале стихотворения Есенин низко кланяется родным местам и благодарит их за самые лучшие моменты жизни.
Мир тебе — полевая солома,
Мир тебе — деревянный дом!
Эту полевую солому и деревянные бревна дома Сергей не променяет ни на какое злато, никакие бриллианты не заставят забыть милые сердцу места. Никогда.
Рифмовка, средства выразительности
☝ Стих написан в 9 строф перекрестной рифмовкой (знакома – дом – солома – окном), где есть место мужским и женским рифмам.
✔ Олицетворения – август прилег, держат липы в лапах, печь завывала,
✔ Несколько анафор – «Мир тебе…» и «Вспомнил я…», которые помогают поэту сделать акценты в нужных местах.
✔ Метафоры – проводов голубая солома, золотые пески, стеклянная хмарь, зеленые лапы.
✔ Эпитеты:
- Низенький дом.
- Деревенское детство.
- Родительский дом.
- Птичий гомон и т д.
💔 На прощание предлагаем ознакомиться с ещё одним стихом, посвященным Константиново – «Задымился вечер, дремлет кот на брусе», которое написано на 11 лет раньше, но не менее лирично и красиво.