Полный текст
Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.
Развернуть
Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.
Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Стара, должно быть, стала…
Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.
Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?»
«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»
«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»
«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да!.. Время!..
Ты не коммунист?»
«Нет!..»
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…
Пойдем домой —
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» —
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.
На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестер,
Сестер, а не моя, —
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.
Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.
Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
«Ну, говори, сестра!»
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.
И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берёт…
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
1924 год.
✨ Взлетая на вершину славы и расправляя серебряные крылья таланта над асфальтом Москвы, Есенин никогда не терял своих корней, его всегда тянуло в родные места рязанской губернии.
💕 Стихотворение с ностальгическим тайтлом о возвращении на Малую Родину написано Сергеем Александровичем после одного из визитов в Константиново 1924 года. Стих полон ностальгических ноток по деревне и показывает необратимость бега времени, чего поэт в глубине души очень боялся.
Бег времени просматривается почти в каждой строфе – в первой показана колокольня без креста (церковь опиум для народа), в третьей отсутствие старушки-матери на крыльце (стара стала), где она ранее кормила цыплят и т д.
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей…
👀 Одна гора не изменила свой вид, как бы показывая, что она создана не человеком и ей пополам революции, декреты и сельсоветы. Она остается неизменной, возможно, чтобы на её фоне резче выглядел контраст между прошлым и настоящим, вежду розовыми надеждами и серой реальностью.
Есенин четко прорисовал картину встречи со своим дедом, которого он не узнал, спрашивая про Татьяну Есенину – свою мать.
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»…
Так встречается прошлое и настоящее, жалко, что им нечего сказать о будущем, так как новое в России растет только на костях, на их костях, и говорить об этом так себе занятие.
🤔 Дед рассказывает внуку, заглянувшему в родные места, что изменилось – сестры стали комсомолки, комиссар снял с церкви крест, а из дому вынесли все иконы (как будто Христос конкурент Ленину).
А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!..
Так в разговоре они доходят до дома, где сестры лепечут за советскую власть, а мать утирает слезы платочком, с подозрением косясь на томики Маркса.
💖 В матери и деде ещё осталось чуть-чуть из прошлого, но они уходят, а новое не внушает доверия, даже сестра с Капиталом в руках не может его убедить в обратном.
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.
👼 Есенин показывает в стихотворении, что он остался своим парнем-рубахой, городская жизнь не выгнала из него крестьянина, только замаскировала его под полами модной шляпы.
Жанр, композиция, рифма и тропы
📝 Стихотворение написано ямбом в жанре элегии, где композиция развивается последовательно и состоит из нескольких сюжетных частей.
Рифмовка смешанная – кольцевая (места́ – мальчи́шкой – вы́шкой – креста́) и перекрестная (распознать – машет – мать – кашей) с женской и мужской рифмой.
Из средств художественной выразительности отметим:
- ✔ Эпитеты (березовая вышка, отцовский дом, крупитчатая каша, подгнившие кресты, деревянная скамья).
- ✔ Олицетворение (клен машет).
- ✔ Метафоры (мертвецы застыли с распростертыми руками, полилась беседа, меня за шиворот берет).
☝ В строках много риторических вопросов и восклицаний, есть инверсии и лексические повторы, что оживляет текст и помогает автору передать нам реалистичность его тоски по прошедшему времени.