С А Есенин

Текст

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Развернуть

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

1925 год.


Подведению итогов очередного этапа жизненного пути (Есенин не знал, что и всей жизни) посвящено стихотворение, написанное Сергеем Александровичем в 1925 году, незадолго до смерти.

😢 Для этой стихотворной исповеди Есенин использует много сравнений с деревней, которая так и останется в его сердце навсегда настоящей Родиной. Стих наполнен грустью и нежностью, в нём сквозит прощение всем, кто обидел, и просьба простить автора строк.

Развитие композиции

Первая строфа начинается заглавием:

Несказанное, синее, нежное…

Оно задает тон нежности всему стихотворению и придает ему оттенок душевного покаяния.

Во второй строфе главный герой устами Есенина говорит об усталости от жизни, чувствуя себя в 30 лет стариком.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.

👀 Вместе с тем, поэт не посылает проклятий прошлому, не клянет его и себя за ошибки, считая, что это были обычные издержки поиска и бытия.

Позади герой видит сложный и лихой путь, но сейчас в жизни наступила пауза, наполненная тишиной, и время подводить итог.

Даже слышно, как падает лист.

Есенин не отрывает себя от Родины, от страны и пытается разобраться в прошлом комплексно, ведь вина за упущенные возможности лежит и на самом авторе строк, и на сторонних людях, и на веренице событий.

Точно также приходит и осознание необходимости прощения – душа общается с телом и приходит к покаянию:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Ближе к концу стихотворения очевидно видны нотки исповеди, что показывает искренность стиха:

Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Есенин сравнивает себя с дубом, который несмотря на крепость также гнётся под напором ветра, как и трава в поле, являясь неотъемлемой частью целого, частичкой творения Божьего или короной эволюции (для атеистов). Есть ли это оправдание?

Стихотворение является ещё одним образцом есенинской исповеди, которые часто видела бумага под пером поэта в последние годы его жизни.

 
 

Анализ троп

✔ В стихе используется много средств выразительности, имеются в строфах метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения.

✔ Метафоры:

  1. … пропали под дьявольский свист.
  2. Через бурный положенный путь.
  3. Все спокойно впивает грудь.

✔ Эпитеты:

  1. Несказанное, синее, нежное.
  2. Лесной обители.
  3. Дуб молодой.
  4. Буйная молодость.

✔ Сравнения:

  1. Так же гнется, как в поле трава (дуб).
  2. Словно тройка коней… / Прокатилась во всю страну.
  3. душа моя — поле безбрежное.

✔ Олицетворение: Дышит запахом меда и роз (поле безбрежное).

✔ Авторский неологизм:

  1. Накопытили.
  2. … не разжелудясь.

✔ Риторический вопрос: Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Читает Рафаэль Клейнер

Развернуть