Есенин и деревня

Текст

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

Развернуть

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

1925 год (весна).


🌜 Весной 1925 года, за полгода с хвостиком до рокового Англетера, 29-летний Сергей Есенин пишет стихотворение с неуемной тоской, в котором открывает свое видение современной деревни. Впервые стих опубликован в «Бакинском рабочем», так как в это время поэт колесил по югу России, в том числе по Азербайджану.

Здравствуй, новая деревня

☝ Отношение Есенина к деревни хорошо известно, он любил её до последних дней, до самых сладких сновидений, до истомы ностальгии, именно русское село Константиново называя своей Родиной. Там он вырос, там ощутил свежесть первого поцелуя, там испытал и первые любовные разочарования.

Есенин не был ярым сторонником советской власти, хотя и старался ходить мимо политики. Более всего под конец своей короткой жизни Сергей хотел, чтобы русская деревня стала жить по-новому, чтобы железные кони-трактора заменили плуг, чтобы жизнь крестьянина стала легче и его спина чуть чаще разгибалась.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил.

☝ Сейчас Есенин, который просматривается в образе лирического героя стихотворения, уже не ловит драйв от старой деревни с её лачугами и очагом в закопченной хате. Сейчас он хочет видеть российскую деревню сильно и мощной, сирую кобылку должен заменить трактор, а ручной труд электрические молотилки и иже с ними приспособления для облегчения труда.

Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Буквально через несколько строк Есенин в одной фразе формулирует свое желание по отношению к России, к её деревне:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!

☝ Вот он главный посыл стиха – долой соху, подавай нам трактор.

Обычное желание поэта-романтика, желающего видеть деревню процветающей, но не в курсе, как это сделать технически и экономически. Герой произведения от всего сердца желает деревни добра, но не понимает, что вместе с механизаций придет и коллективизация, крестьян лишат своего надела, заберут последнюю корову, всё будет в деревне общее, читай, ничейное.

 
 

Анализ литературный

👀 Стих написан в жанре элегии, трехстопным анапестом по стихотворному размеру. Рифмовка перекрестная (лунность – равнин – юность – один), где есть женские и мужские рифмы (в мужской ударение на последний слог, в женской на предпоследний).

В роли лирического героя сам автор строк, композиция кольцевая – начинается с неприятия старого образа деревни, им же и заканчивается.

✔ Стихотворение начинается с метафоры:

Неуютная жидкая лунность.

✔ Ещё три метафорических сравнения – это «тележная песня колес», «моторный лай» и «чахоточный свет».

Также в произведении мы видим оксюморон (сочетание противоречий) «любя проклинал» и олицетворения «нищету твою видеть больно и березам, и тополям» и «тоска равнин».  

✔ Эпитеты:

  • Усохшие вербы.
  • Очажный огонь.
  • Резвая юность.
  • Родная сторона.

✔ Риторическое обращение «Довольно / Волочиться сохой по полям!»

К инверсиям можно отнести половину строк произведения.

☝ Далеко не всегда Есенин желал изменить старую деревню и заменить в ней соху моторным рокотом трактора, чаще он просто наслаждался красотами русского раздолья. Это видно во многих стихотворениях поэта, например, в стихе «Спит ковыль. Равнина дорогая», где даже смерть видится поэту дорогой на только на родной земле.

Читает Расул Давлетов

Развернуть