Текст
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Развернуть
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914 год.
🏡 Стихотворение "В хате"написано 19-летним Есениным в 1914 году и является самобытной зарисовкой быта сельского дома.
Стих создан со знанием дела, сразу видно, что его автору не чужд крестьянский быт и он хорошо передает его в стихотворной форме.
Большое количество диалектизмов не портят произведение, а наоборот придают ему оригинальность колорита и помогают погрузиться в реальную атмосферу сельской хаты.
👀 Сергей Александрович в стихе использовал максимально простые слова и не искал сложной формы, что делает стихотворение легким для восприятия и легко читаемым.
Поэта Есенина Россия только узнает, в этом году (1914) напечатано под псевдонимом только первое его стихотворение «Береза», поэтому на авторе не лежит гнет известности и необходимость выбирать слова для подачи идеи.
Подсматриваем за сельским бытом
При прочтении стихотворения становишься невидимым зрителем сельского быта, спрятавшись в крестьянской хате в самом потаенном её уголке.
Оттуда скрытый зритель видит и квас в дежке у порога, и тараканов, лезущих в половой паз, и даже детали быта: шелуху сырых яиц за солонкой на лавке.
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
🐶 Простота формы подкупает и заставляет верить в прочитанное, отображая в голове слова в виде картинки.
И мать с ухватами, и кот, крадущийся к махотке, как живые, как будто можно открыть глаза и дотронуться до них рукой.
Ни один городской художник не нарисует такой реальной картины, как нарисовал в стихе Есенин, потому что он не нюхал сельского пороха, не отличит хомут от оглобли.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
☝ При прочтении житель деревни почувствует себя дома, а городской обыватель откроет для себя много нового из оперы, что пельмени не растут на деревьях.
Анализ средств выразительности
Стихотворение написано в пять строф и имеет перекрестную рифмовку (драченами – квас – мочеными – паз) с женскими и мужскими рифмами.
Сразу выделим большое количество диалектизмов (лексическая единица, характерная для территориального или социального диалекта), которые и создают в произведении атмосферу, как в сельской хате: драчены (лепешки), дежка (кадушка), попелица (зола) и т д.
Также отметим большое количество инверсий с нарушением принятого ударения, например, «старый кот к махотке крАдется». Это помогает автору рифмовать строки и придает стиху своеобразия.
Для пущей выразительности Есенин использует в стихе большое количество эпитетов:
- Рыхлыми драченами.
- Печурками точеными.
- Сырых яиц.
- Старый кот.
- Парное молоко и т д.
☝ Деревне Есенин посвятил много стихотворений, так как всегда, до самой смерти, считал себя простым русским парнем, с Родиной в селе Константиново, который лучше высыпается в стогу, чем в шелковой постели.
Для более глубокого понимания отношения Сергея Александровича к селу и малой Родине рекомендуем прочитать стих «Разбуди меня завтра рано», написанный в 1917 году и посвященный матери и родной деревне.