Табун Есенина

Текст

1

В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.

Храпя в испуге на свою же тень,
Зазастить гривами они ждут новый день.

2

Весенний день звенит над конским ухом
С приветливым желаньем к первым мухам.

Но к вечеру уж кони над лугами
Брыкаются и хлопают ушами.

Все резче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

И лишь волна потянется к звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде.

3

Погасло солнце. Тихо на лужке.
Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту.

1915 год.


🐎 В стихотворении «Табун» 20-летний Сергей Есенин с помощью пейзажной лирики показывает любовь к Родине, любовь к вольным просторам России. Стих относится к относительно ранней лирике поэта, который уже начинает издаваться, но ещё не достиг зенита славы.

Есенин в 1920 году

В этот период времени Есенин вступает в ряды имажинистов, заводит дружбу с Блюмкиным и Мариенгофом, а также пытается записаться в большевистскую партию (конец 1919 года), но получает отказ.

Стихи пишутся щедро, ими Сергей пробивает дорогу наверх, понимая, что парню из деревни надо торить путь только талантом, а в талант он верит свято.

💕 В конце 1919 года Есенин расстается с Зинаидой Райх, когда та была беременна его сыном, и поселяется у Галины Бениславской, отношения с которой были, то дружеские, то интимные. Кстати, это Галина застрелится на могиле Есенина через год после его смерти в Англетере.

Анализ трех частей

Стих «Табун» разделен автором на три части, в каждой из которых свое развитие сюжета.

☝ Первая часть состоит из четырех строф-двустиший и рисует образ табуна коней, несущихся по холмистой степи, вдоль рек и озер к единству с природой.

В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней…

☝ В образе табуна Сергей Александрович показывает вольницу, когда твои друзья только ветер и солнце, когда нет иной цели, кроме бега на восход навстречу восходящему солнцу.

Во второй части автор больше внимания уделяет природе. Мы видим, что это весна, когда появляется первая зелень (и первые мухи, миру далеко от идеала), а в воде реки отражаются вечерние звезды.

И лишь волна потянется к звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде…

☝ Часть №3 – это наступление ночи, когда гаснет солнце, на лугах наступает тишина и только пастух тянет свою печальную песнь на волынке. Отдыхают от дневного бега и кони, они слушают вечерние мотивы и уносятся думами к далеким, только им ведомым, лугам.

Последние две строки – это признание в любви к Родине, именной ей посвящены эти строки, именно она заставляет биться сердце Есенина.

Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту.

 

 
 

Разбираем тропы и жанр

👀 Стих написан в жанре пейзажной лирики, но имеет тонкие нотки народного фольклора и рифмуется с помощью парной рифмовки (коней – дней, залив – грив, водой – уздой, тень – день). В первой части все рифмы закрытые, во второй и третьей они чередуются с открытыми.

Для повышения выразительности строк Есенин использует художественные средства:

  1. ✔ Эпитеты (зеленые холмы, златой налет, синеющий залив, серебряная узда, вихрастый гамаюн и т д).
  2. ✔ Метафоры (в синеющий залив упала смоль качающихся грив, сдувают ноздрями златой налет со дней, волна потянется к звезде).
  3. ✔ Инверсии (холмах зеленых, бугра высокого, мелькают мухи, дрожат головы).

Рекомендуем также прочитать стих, написанный годом ранее – «Я пастух», где Сергей Александрович представляет себя пастухом «зыбистых полей и зеленых гор».

Слушаем стихотворение