Петр Эфрон и Цветаева

Полный текст

Посвящается Петру Эфрону

При жизни Вы его любили,
И в верности клялись навек,
Несите же венки из лилий
На свежий снег.

Развернуть

Над горестным его ночлегом
Помедлите на краткий срок,
Чтоб он под этим первым снегом
Не слишком дрог.

Дыханием души и тела
Согрейте ледяную кровь!
Но, если в Вас уже успела
Остыть любовь —

К любовнику — любите братца,
Ребенка с венчиком на лбу, —
Ему ведь не к кому прижаться
В своем гробу.

Ах, он, кого Вы так любили
И за кого пошли бы в ад,
Он в том, что он сейчас в могиле —
Не виноват!

От шороха шагов и платья
Дрожавший с головы до ног —
Как он открыл бы Вам объятья,
Когда бы мог!

О женщины! Ведь он для каждой
Был весь — безумие и пыл!
Припомните, с какою жаждой
Он вас любил!

Припомните, как каждый взгляд вы
Ловили у его очей,
Припомните былые клятвы
Во тьме ночей.

Так и не будьте вероломны
У бедного его креста,
И каждая тихонько вспомни
Его уста.

И, прежде чем отдаться бегу
Саней с цыганским бубенцом,
Помедлите, к ночному снегу
Припав лицом.

Пусть нежно опушит вам щеки,
Растает каплями у глаз…
Я, пишущая эти строки,
Одна из вас —

Неданной клятвы не нарушу
— Жизнь! — Карие глаза твои! —
Молитесь, женщины, за душу
Самой Любви.

1914 год.


💕 История отношений Цветаевой и Петра Эфрона сохранилась благодаря дневникам и переписке поэтессы с братом мужа, а также осталась в стихах, пусть большинство из них и написано после смерти «Петеньки» от туберкулеза.

Это одно из таких стихотворений, требующее любить Петра и после смерти, написанное в 1914 году и пропитанное болью разлуки, подлежит краткому анализу.

Откуда такая нежность

В июле 1914 года Цветаева пишет П Эфрону:

✔ «…и всё думаю о Вас, всё повторяю Ваше нежное имя…, для меня Вы — Петенька!»

Если кто-то подумал, что Марина между Петром и Сергеем Эфронами сделала выбор в пользу первого, то нет, она любила их обоих, просто умирающий Петя более нуждался в ласке.

Это подтверждают строки из того же письма:

✔ «Люблю одной любовью, — всей собой — и березку, и вечер, и музыку, и Сережу, и Вас».

😢 Марина страдала, видя бесполезность борьбы жизни со смертью, видя угасающий светоч старшего брата мужа, но и после его смерти не осталась в стороне, делая в стихах многократные попытки отдать дань должного покойному, словно бы крича – Я не забуду!

Петру посвящено ни одно стихотворение, кроме анализируемого отметим «Не думаю, не жалуюсь, не спорю», написанное в этом же 1914 году и близкое по сути данному произведению.

Строки со слезами на глазах

☝ Основная тема стиха «При жизни вы его любили» - это напоминание друзьям Петра не забывать друга в сердце, продолжать его любить, вопреки смерти.

Несите же венки из лилий
На свежий снег…

☠ Как раньше они вереницей шли в дом покойного, так сегодня должны посетить его последнее земное пристанище и оставить на свежей могиле цветы.

Особого внимания требует обращение Цветаевой к женщинам, знавшим Петра:

О женщины! Ведь он для каждой
Был весь — безумие и пыл!

💕 Он по-своему любил каждую из них, да не забудут и они его, не променяют память на тишину забвения, по крайней мере сейчас, когда могила свежа.

Завершается стих призывом к тем же женщинам молиться за душу покойника, ведь в ней жила сама любовь и вряд ли встретят они в мире смертных вторую такую.

Молитесь, женщины, за душу
Самой Любви…

😢 На этом песня прощания допета, и мы оставляем заплаканную Цветаеву с глазами страдания, стоящую на ветру жизни, недалеко от могилы дорогого человека. Скоро они встретятся…

 
 

Жанр, рифма, композиция и тропы

📝 Стихотворение написано в жанре элегии и имеет форму послания, пропитанного слезами горькой утраты.

Тема стиха – это призыв не забывать любить того, кто покинул этот мир, если вы любили его при жизни.

Композиция состоит из двенадцати катренов с перекрестной рифмовкой (люби́ли – наве́к – ли́лий – снег) и сочетанием женской и мужской рифмы.

☝ Из средств художественной выразительности отметим:

  • ✔ Эпитеты (свежий снег, первый снег, ледяная кровь, цыганский бубенец и пр.).
  • ✔ Метафоры (горестный ночлег, дыханье души, ребенок с венчиком на лбу, отдаться бегу).

💥 Отметим усиление эмоциональности в финале стиха, словно бы, речь поэтессы переходит на сдавленный крик, ибо только он способен разбудить спящих и назавтра забывающих о любви.

Читает Юлия Зайцева

Развернуть